Закон вернул имущество Русской православной церкви, пишет Никола Ломбардоцци в газете La Repubblica.
"Важное обещание премьера и правящего в стране тандема было выполнено: Государственная Дума приняла закон - "против" голосовали лишь коммунисты, - в соответствии с которым РПЦ возвращается имущество, конфискованное советским режимом насильственным образом и без всякого зазрения совести. Специальная комиссия уже начинает заниматься вопросом возвращения ценностей. Речь идет о 1600 церквах и различных зданиях, разбросанных по всей стране, а также сокровищах, которые еще предстоит инвентаризировать, в виде священных предметов и икон, хранящихся в самых престижных музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Речь идет об исторической победе Русской православной церкви, вышедшей из подполья лишь 20 лет назад, когда Горбачевым было принято решение вернуть гражданам свободу вероисповедания, что в свою очередь было воспринято в мире как еще один сигнал приближающегося конца СССР", - пишет издание.
"Но возвращение разом имущества огромной ценности неизбежно порождает проблемы технического характера, оспаривание и ревность. В стране, где более 70 лет доминировал светский характер государства, резкое изменение курса власти вызывает полемику и подозрения в легком поиске консенсуса. Или в самом настоящем священном союзе с РЦП, стремящейся сохранить идеологическое и имущественное верховенство над другими Церквами", - пишет автор статьи.
"Когда в 1922 году в самый разгар неурожая и кулацкого бунта Ленин отдал приказ экспроприировать церковное имущество, монастыри, благотворительные заведения и различная церковная собственность были разрушены или перепрофилированы. Многие превратились в музеи, другие - в больницы, школы, концертные залы. "Возвращение им первоначального назначения лишит государство важных структур, которые нельзя будет восполнить в короткие сроки", - говорится в документе российской Общественной палаты, выступавшей против закона. Еще более сильным был протест директоров музеев, возглавляемых руководителем Эрмитажа, обратившихся к президенту Медведеву в тщетной попытке остановить инициативу. В частности, в обращении говорится, что принятие закона "повлечет за собой невозможность доступа к объектам для граждан иных вероисповеданий"; "многие объекты культурного наследия не могут быть использованы при отправлении религиозных обрядов без нанесения им серьезного вреда". "Мы концептуально поддерживаем законопроект, но у нас существуют опасения за сохранность передаваемого имущества", - говорится в документе.
"Но ничего уже не поделаешь, закон уже вступил в силу, несмотря на полемику и недовольное ворчание. Поворот, который хотел совершить Владимир Путин, уже, как кажется, достиг точки невозврата. Уже давно бывший агент КГБ, правящий Россией, все чаще демонстрирует свою веру, которую многие годы он был вынужден хранить в тайне. Известно, что именно премьер боролся за введение в начальной школе часа религиозного воспитания, внесения в Конституцию изменений по ограничению прав евангелических общин, к которым православные относятся крайне негативно. И теперь премьер демонстрирует благосклонность к просьбе Патриарха о том, чтобы до обсуждения законопроектов в Думе они были прочитаны и прокомментированы Церковью. Естественно, речь идет о совещательном мнении, но это решительный шаг в направлении осуществления мечты, которую Патриарх и не пытается скрыть: превратить свою религию в государственную", - пишет автор статьи.