Редкое событие обладает таким дестабилизирующим потенциалом для недемократических режимов, как смерть верховного лидера. С сокращением числа тоталитарных государств в мире это понимание стало утрачиваться, но напомнило о себе с удвоенной силой, когда было объявлено о внезапной кончине Великого руководителя Северной Кореи Ким Чен Ира, пишет The Independent.
Есть два обстоятельства, способных смягчить последствия этого события. Во-первых, это скорость объявления о нем. Слухи о смерти Ким Чен Ира ходили и раньше, и иностранные наблюдатели не исключали, что власти не будут сообщать о кончине, пока его отсутствие не начнет создавать слишком большую неловкость. Но сейчас власти, похоже, сочли, что степень изоляции КНДР не такова, чтобы можно было допустить опасность распространения слухов, на этот раз обоснованных. Во-вторых, Ким, похоже, заранее готовился к передаче власти, и год назад произвел своего младшего сына, Ким Чен Ына, в генералы, наделив его более заметной ролью в государственных делах.
Предполагается, что Ким Чен Ын унаследует власть от своего отца так же, как Ким Чен Ир унаследовал ее от своего. Но молодой Ким еще не достиг и 30 лет и пока не прошел испытание властью, так что ему будет нелегко пережить предстоящие бури и испытания, говорится в статье.
Намек на перемены в Северной Корее вызывает беспокойство не только в Южной Корее, но и в Японии, Китае, России и США. Но потенциальные изменения должны вселять надежду: возможно, новый Ким попытается сделать КНДР более благоприятным местом для жизни, с перспективой воссоединения в дальнейшем, не обязательно насильственным путем. Не все перемены обязательно плохи, указывает издание.
"Двадцать лет назад мировое сообщество осмысливало неминуемый конец Советского Союза. В этом году мир стал свидетелем свержения или колебания авторитарных режимов в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Все это время Северо-Восточная Азия, несмотря на недавнюю напряженность, оставалась зоной относительного спокойствия. Хорошо это или плохо, но теперь это нельзя рассматривать как нечто само собой разумеющееся", - говорится в редакционной статье.