Россиянам может показаться, что Путин - скорее супергерой, чем простой смертный, замечает в своей статье для USA Today журналистка Луиза Бренсон. "Кремлевская машина маркетинга" неустанно пропагандирует этот имидж, а через пресс-конференции Путина красной нитью проходит мысль: "я намного умнее всех, я знаю, что пойдет России на пользу".
"Но супергерои бессмертны только в комиксах", - замечает автор. В последнее время россияне выходят на митинги с транспарантами "Россия без Путина" и "Путин должен уйти". Эти акции - "первое реальное столкновение с лидером, чья надменность вышла за все рамки и напоминает о деспотичных советских предшественниках".
По мнению автора, надменность Путина проявляется и в его отношениях с США: "повеяло холодной войной, когда Путин обвинил госсекретаря Клинтон во вмешательстве в ситуацию вокруг выборов". Путин дает понять россиянам, что виноват не он, а Америка. Это плохое предзнаменование для сотрудничества Вашингтона с Россией в сферах, где это сотрудничество необходимо. "Лучшее, что могут сделать США (и уже делают) - это требовать должного подсчета голосов на выборах. А также готовиться к еще более сложным отношениям с Путиным", - говорится в статье.
Между тем культ личности Путина пошатнулся. До последнего времени россияне верили в сюжет, что Путин навел порядок после хаоса а-ля Дикий Запад. И действительно, недавно, побывав в Москве спустя 18 лет, журналистка поразилась: "Старбаксы" и бутики Gucci там, где в советские времена наличие в продаже капусты было бы везением. В то же самое время Бренсон обнаружила "подземную реку недовольства" - ее старые друзья-интеллектуалы в большинстве своем говорили, что стабильность перерождается в застой.
Путинская Россия не является и не может являться Советским Союзом: во времена интернета и Twitter это невозможно. "Но Путин идет по торному и трагическому пути, описанному Шекспиром: человек приобретает власть, упивается ею и готов на все, чтобы ее удержать", - считает автор.
Путин бесстыдно манипулирует политической системой, полагает она. Массовые демонстрации вряд ли помешают ему остаться у власти хоть до 2024 года, хоть дольше. "Наилучший, хотя и маловероятный исход состоит в том, чтобы демонстрации и другие признаки недовольства побудили Путина уже сейчас сойти со сцены", - считает автор. Это был бы поистине героический сюжет: "Путин содействовал стабилизации, а затем ослабил хватку, распустил свою закулисную политическую мафию и подготовил почву для развития России в качестве подлинной демократии с экономикой, которая инвестирует в российскую промышленность и инновации".