Не успели бывшие коммунистические страны Центральной и Восточной Европы вступить в Евросоюз, как между ними и тремя странами-основателями ЕС ? Францией, Германией и Бельгией ? возник серьезный конфликт. Несмотря на договор, заключенный в понедельник в Брюсселе, все понимают, что разногласия остаются. Плохое начало для расширения Европы! Не далее как в декабре с помпой прошли празднования по случаю окончания переговоров о присоединении к Союзу, которые положили конец расколу континента, порожденному холодной войной. И вот, менее чем два месяца спустя, расширенная Европа оказывается расколотой по фундаментальному вопросу ? о своей роли в мире и о своих отношениях с США.
Посткоммунистические страны, недовольные общей позицией, выработанной ЕС по иракскому кризису, проявили бесцеремонность в отношении тех, кто готовится принять их в свои ряды. Но это не повод проявлять еще большую бесцеремонность, рассматривая будущих членов ЕС как европейцев второго сорта, обязанных молча подчиняться диктату старших. Жак Ширак проявил откровенное пренебрежение к этим странам, сухо бросив упрек, что они "упустили прекрасную возможность промолчать", вместо того чтобы открыто высказывать несогласие с франко-германо-бельгийским трио. Даже не являясь членами Союза, эти страны заслуживают отношения к себе как к равным. Настоящий шок вызвали слова Жака Ширака, а потом и Мишель Алльо-Мари, которые провели черту между теми, кто действительно является членами семьи и ее "дальними родственниками". Как красноречиво выразился комиссар по иностранным делам Крис Паттен, Евросоюз ? это не Варшавский пакт. Его члены пользуются полной свободой слова независимо от того, большие это страны или маленькие, старые или новые.
Между тем еще до завершения в Копенгагене переговоров о присоединении к ЕС были известны различия в подходах между странами-кандидатами и большинством членов ЕС. Было известно, что бывшие коммунистические страны были не расположены вступать в такую Европу, которая противопоставляла бы себя американской "сверхдержаве". 15 стран, в том числе Франция, предпочли игнорировать эти расхождения. И сегодня они проявляются на глазах у всех.
Выстраивание 25 странами общей внешней и оборонной политики ? задача непростая, и здесь, как и в экономической сфере, недостаточно потребовать, чтобы новички приняли как данность "достигнутое Сообществом". Нельзя требовать, чтобы они молчали, выслушивая суровые уроки Франции. Надо встать на путь диалога и терпеливого убеждения. Конечно, необходимо расширять и нашу оборонную политику, пока носящую узконациональный характер. И очень важно опираться на общественное мнение стран Востока, более благосклонное к тезисом "старой Европы", чем их руководители.