То, что Франция и Германия, осознавая собственную слабость, обращаются к Великобритании, чтобы двигать вперед европейскую политику, это, пожалуй, можно назвать прогрессом. Еще в прошлом году под словом "тройка" понималась тройка Париж-Берлин-Москва. И пока сейчас путинская Россия пробует свои стратегические силы, что, по-видимому, опять возрождает противостояние с Америкой, Ширак и Шредер делают выводы из провала своей европейской политики.
Следует признать, что они при всем своем стремлении к руководству не имеют намерения создать в Европе так называемый "директорат". К тому же не материализовалась и, собственно, даже не обсуждалась проблема "ядра Европы". Для решения грядущих задач ЕС участие британцев и их активная роль просто необходимы. Тем не менее ставится вопрос, по силам ли руководящему триумвирату то, за что он берется.
Вспомним: в прошлом году французскому президенту и немецкому федеральному канцлеру не удалось создать европейскую оппозицию Америке и войне в Ираке. Из-за неспособности осуществить собственные экономические реформы, они самовольно похоронили европейский пакт о стабильности, который когда-то сами и породили. В декабре они были уже настолько ослаблены, что не смогли предотвратить неудачу с утверждением европейской конституции. Улучшится ли положение сейчас, при благосклонном содействии Тони Блэра?
В настоящее время три крупных государства не внушают остальным ни страха, ни уважения. Внутриполитическое положение Блэра, Ширака и Шредера пошатнулось. В стремлении воплотить свои предвыборные обещания они натолкнулись на жесткое сопротивление. Их популярность осталась в прошлом.
Сейчас трудно предполагать, что предпримет Блэр для решения проблем общественного транспорта и государственного здравоохранения и как он введет страну в Европейский валютный союз. Непонятно, как Ширак и правительство Раффарена выдержат начатый курс на реформы и как они оградят себя от продолжающих шириться скандалов. Остается открытым вопрос, как удастся Шредеру, уже не имеющему за спиной своей партии, осуществить все необходимые нововведения в перегруженном проблемами немецком государстве всеобщего благоденствия с рынком труда, зарегулированным как и прежде.
В итоге, эта тройка если еще не исчерпала запас доверия к себе со стороны остальных членов Европейского союза, все же в значительной степени его утратила. Некоторые из глав европейских правительств - например, Аснар в Испании или Шюссель в Австрии - занимают на внутриполитической арене лучшее положение, имеют кредит доверия и растут как политики. При всем том поднимается вопрос, как разросшийся до 25 членов союз сохранит свою дееспособность, измеряемую не только прагматичными требованиями сиюминутных политических шагов, но и неопределенными перспективами долгосрочных целей.
Проблемы громоздятся. Нет единой точки зрения, в каком направлении должен развиваться ЕС, какими средствами следует сохранять и приумножать экономическое благосостояние в Европе и как строить систему всеобщей безопасности. Исходя из этого, понятно, что группа стран в попытке сменить курс дала начальный толчок.
Но минимальное требование для права на такое неформальное руководство - это доверие. А доверие прямо зависит как от доказанной способности к руководству, так и от того, насколько все остальные придерживаются установленных правил. По этой причине перед встречей в Берлине четыре государства ЕС и два будущих члена - Испания, Италия, Португалия, Нидерланды, Польша и Эстония - напомнили тройке о том, что Европа нуждается в здоровой финансовой системе, поэтому пакт о стабильности должен быть сохранен.
Дел у трех самоназначенных руководящих сил действительно хватает, пора за них приниматься. Только тогда в них поверят остальные.