Неожиданное партнерство между шотландскими учеными и участниками Олимпиады из сборной по керлингу породило новое исследование, которое может помочь машинам справляться с гололедом
Нечасто бывает, чтобы зимние виды спорта способствовали научному прогрессу. Однако, когда Джейн Блэкфорд и ее коллеги из Эдинбургского университета начали помогать олимпийской сборной Великобритании по керлингу, это сотрудничество помогло им больше узнать о том, как разные материалы скользят по льду.
"Все началось с керлинга, но теперь мы работаем совместно с компаниями Ford и Jaguar, разрабатывая шины, которые не скользят на льду", - говорит Блэкфорд.
В керлинге большой отполированный камень скользит по направлению к мишени, "дому", в то время как члены команды лихорадочно натирают лед перед ним. От этого трения лед слегка подтаивает, благодаря чему образуется тонкая пленка воды, что способствует скольжению камня. "Лед становится скользким, потому что возникает нагревание от трения", - объясняет Блэкфорд.
В 2000 году группа Блэкфорд помогала разрабатывать для керлингистов прибор для измерения эргономичности щетки. Он использовался на тренировках для регистрации того, как движется щетка и насколько сильное давление она оказывает на лед. Это помогало отрабатывать точность "свипинга" - движений игроков, натирающих лед щетками.
Однако после этих первых шагов в области изучения трения льда, известной как криотрибология, исследование Блэкфорд вышло на новые рубежи.
Чтобы узнать больше о том, как лед тает под действием давления, ученые разработали и сконструировали инструмент для исследования этого процесса. Он выглядит как миниатюрный проигрыватель, в котором игла из различных материалов, например, стали или резины, движется по вращающемуся ледяному диску. После каждой пробы ученые изучают ледяной диск с помощью электронного микроскопа.
Это помогает получить гораздо более детальное представление о том, как различная сила, разные температуры и прочие факторы влияют на качества льда, которые были зафиксированы предварительно. Результаты исследования будут опубликованы в журнале, посвященном гляцеологии, - Journal of Glaciology.
Эта работа важна для понимания того, как различные материалы ведут себя при соприкосновении со льдом, говорит Боб Уильямс, инженер из компании Jaguar Cars в Ковентри, Великобритания, которая финансировала исследование Блэкфорд.
"Безопасность автомобиля зависит в конечном итоге от сцепления между шиной и дорогой, - говорит Уильямс. - Когда мы имеем дело со льдом, нам действительно нужно больше информации".
Уильямс говорит, что ученые могли бы усовершенствовать систему антиблокировочного устройства тормозов, которая позволяет преобразовать резкий удар по тормозам в мягкое торможение колес. Это может также помочь контролировать систему регулирования тяги. Уильямс добавляет, что она может помочь также производителям шин составить новую формулу резины для лучшего сцепления.
"Все это берет начало в керлинге", - говорит Блэкфорд.
К сожалению, все это не помогло британской женской сборной по керлингу в Турине, где она проиграла канадской сборной в отборочном туре.