В минувшую пятницу Борис Березовский сообщил о том, что он продает остатки своей бизнес-империи, в числе которых - газета "Коммерсант", своему давнему партнеру Бадри Патаркацишвили, в попытке защитить ее от давления со стороны Кремля.
Березовский, в прошлом - человек, оказывавший влияние на президентов, а ныне - яростный критик Кремля, сказал, что он продает свой бизнес потому, что его грузинский партнер (имеющий в собственности долю во многих бизнес-проектах Березовского), был обеспокоен недавним заявлением Березовского о том, что в течение последних полутора лет он готовит силовой захват власти у президента Владимира Путина.
В интервью, которое он дал по телефону из Лондона, Березовский сказал, что передача активов другому владельцу может помочь защитить этот бизнес от усиливающегося политического давления. "В сегодняшней России ничто не находится в безопасности, - сказал Березовский. - Власти могут присвоить любую собственность, какую захотят. Но эта мера поможет снизить риск".
Между тем непонятно, какие еще активы, кроме "Коммерсанта", остались у Березовского для продажи.
Березовский и Патаркацишвили являются партнерами по бизнесу с начала 1990-х годов, когда они основали компанию по продаже автомобилей "ЛогоВАЗ", из которой выросла их огромная империя, включившая в себя самые различные отрасли, как нефть, так и металлургию. Но их влияние неожиданно сошло на нет в 2000 году. В том году Березовский попал в опалу к Путину, через всего лишь несколько месяцев после того, как он помог организовать приход Путина к власти.
После того как началось уголовное расследование его бизнеса, Березовский и Патаркацишвили покинули страну и испытали на себе попытки российских правоохранительных органов добиться их экстрадиции по обвинению в крупномасштабном мошенничестве.
Березовский опровергает такие обвинения. Березовский заявил в пятницу, что, хотя Патаркацишвили и является его близким партнеров, продажа активов сократит риски для "Коммерсанта" и других бизнес-активов.
"Российские власти настаивают на выдаче Бадри только потому, что он вел со мной бизнес. Как только мы перестанем быть партнерами по бизнесу, я полагаю, обвинения против него будут сняты", - сказал Березовский.
В ноябре 2000 года Березовский уехал из России в Великобританию, где получил политическое убежище. В то время как Березовский устраивался в особняке возле Лондона и в роскошном офисе на улице Mayfair, наняв группу ветеранов французского иностранного легиона в качестве своих телохранителей, Патаркацишвили вернулся на свою родину, в Грузию, и жил там. Он стал одним из самых богатых бизнесменов Грузии и имеет обширные связи в высших кругах.
Патаркацишвили не вмешивался в политику, в то время как Березовский грозился отомстить Путину и однажды пообещал инвестировать 100 млн долларов в свержение режима Путина. Но, хотя Березовский в течение последних нескольких лет делает громогласные заявления о своем влиянии, многие в России считают Березовского исчерпавшим свой политический ресурс.
Березовский утверждает, что он помогал финансировать "оранжевую революцию" на Украине, во ходе которой в ноябре 2004 года сотни тысяч людей вышли на улицы, чтобы помочь прозападному кандидату в президенты Виктору Ющенко одержать победу над Виктором Януковичем, которого поддерживал Кремль.
Хотя Ющенко и его окружение заявили, что они не получали никакой финансовой поддержки от Березовского, тем не менее, это заявление Березовского встревожило Кремль.
В прошлом месяце Березовский подлил масла в огонь, заявив в интервью радиостанции "Эхо Москвы", что он готовит "силовой захват власти" в России.
Между тем Березовский через свой нью-йоркский "Фонд гражданских свобод" втихомолку финансирует неправительственные организации и группы, оппозиционные Кремлю, расположенные как в России, так и в "ближнем зарубежье".
Газета "Коммерсант" тоже часто встает на сторону оппозиции.
Березовский сказал в пятницу, что продажа им своей доли акций "Коммерсанта" Патаркацишвили, который и без того является совладельцем газеты, не окажет влияния на редакционную политику этой газеты. "Бадри уже является председателем совета директоров (издательского дома "Коммерсант". - Прим. ред.)", - заявил Березовский.
Коммерческий директор издательского дома "Коммерсант" Павел Филенков также сказал, что он не ожидает каких-либо перемен. "Это даже не продажа, а перераспределение акций", - сказал он.
Филенков согласился с тем, что переход активов к другому собственнику может обезопасить газету от политического давления. "Березовский является в некотором роду двусмысленной фигурой, особенно после его недавних заявлений о свержении режима силовым путем. Я уверен, что это стало одним из мотивов данной сделки, - сказал Филенков в пятницу. - На первый взгляд, всегда казалось, что Березовский больше занимался политикой, в то время как Бадри занимался чистым бизнесом".
Недавние высказывания Березовского по поводу свержения существующей власти были многими истолкованы в том смысле, что Березовский готовит военный переворот. Между тем в пятничном интервью он настаивал, что в его планы не входит хаос и кровопролитие на улицах городов. По его словам, он имел в виду некое подобие "оранжевой революции", когда вел речь о смене режима.
"Эта смена режима произошла силовым путем, потому что люди вышли на улицы и провели демонстрации. Эти люди показали, что они - реальная сила, с которой нужно считаться, и это угроза путинскому режиму", - сказал Березовский.
Он сказал, что отсчет времени для этого переворота начался уже давно. "Он начался с доказательств того, что этот режим не конституционен. С тех пор было сделано много, очень много шагов", - сказал он.
Волна демонстраций, прошедшая год назад против неумело проведенных реформ социальных льгот, и вспыхивающие с того времени от случая к случаю акции протеста раздражают Кремль. Между тем нет прямых доказательств финансирования этих акций Березовским.
Филенков сказал, что он не знает о каких-либо угрозах в адрес "Коммерсанта", сделанных в последнее время, или о каких-либо намеках со стороны власть предержащих на предмет того, что газета может оказаться "под огнем".
Контролировавшийся Березовским телеканал ОРТ, ныне известный как Первый канал, был взят государством в собственность вскоре после того, как Березовский вступил в конфликт с Кремлем. Телеканал ТВ-6, которым владел Березовский, также был подвергнут преследованиям и в итоге лишен частоты в 2003 году.
Между тем до сегодняшнего дня "Коммерсант", судя по всему, не подвергался открытому давлению.
Березовский заявил, что его и Патаркацишвили уже заставили продать большую часть той бизнес-империи, которую они собрали под свое крыло в 1990-е годы. В июле прошлого года Березовский пригрозил подать судебный иск против своего бывшего партнера по бизнесу Романа Абрамовича, утверждая, что его (Березовского) заставили продать свои акции ОРТ, "Сибнефти" и компании "Русский алюминий" по бросовым ценам, в период с 2000 по 2003 год.
В пятницу в ходе интервью Березовский отказался пояснить, какие другие бизнес-активы, кроме акций "Коммерсанта", станут предметом этой сделки по продаже.
В пятницу газета "Ведомости" процитировала источник, близкий к грузинской компании "Боржоми", сообщивший, что Березовский и Патаркацишвили не напрямую владеют акциями фонда Bary Discovered Partners. По утверждению этого анонимного источника, данный фонд владеет активами в размере примерно 1 млрд долларов, в число которых входит компания минеральной воды "Боржоми", кондитерская фабрика "Бемби", а также несколько предприятий пищевой промышленности в Сербии.
Связаться с Патаркацишвили, чтобы получить его комментарии, не удалось.
По словам Березовского, вышеупомянутая сделка по продаже активов может занять шесть месяцев, так как сначала нужно оценить эти активы.
Многие комментаторы утверждают, что эта продажа активов выглядит ничем иным, как PR-акцией Березовского. Но ведущий эксперт Московского центра Карнеги Лилия Шевцова говорит, что эта продажа активов выглядит позитивным шагом, по крайней мере, для "Коммерсанта". "Учитывая, что власти привыкли использовать образы олигархов для того, чтобы вызывать в обществе подозрения по поводу либеральной демократии, а также вселять страх перед независимыми средствами массовой информации, и то, что репутация Березовского не является вполне безупречной, продажа активов Березовского и его каналов влияния - это позитивный фактор", - сказала Шевцова.
Она также призвала Березовского не финансировать неправительственные организации. "На месте этих НПО я бы не принимала денег от Березовского", - сказала она.
Между тем Березовский заявил, что он не намерен сворачивать свою программу по финансированию неправительственных организаций.