Как США лишились ключевой авиабазы в Центральной Азии? Этот вопрос разбирает на страницах The Washington Post Бактыбек Абдрисаев, в прошлом посол Киргизии в США и Канаде.
"Аналитики поспешили объявить, что налицо новая шахматная партия между Россией и США: как только новый американский президент вздумал увеличить контингент США в Афганистане, главный наземный коридор снабжения из Пакистана перекрыт, а базу в Манасе собрались закрыть", - пишет автор. Версию, что на Киргизию надавил Кремль, автор называет слишком упрощенной, хотя и распространенной.
"Верно, что наши московские друзья с самого начала не были довольны существованием базы и добивались от нас ее закрытия", - пишет автор, ссылаясь на свой опыт работы послом. Однако, подчеркивает он, договоренность о создании военных баз обычно опирается на общие интересы страны-хозяина и страны-арендатора. В 2001 году Бишкек принял решение допустить американцев в Манас, так как борьба США с талибами совпадала с интересами национальной безопасности Киргизии, а существование базы сулило экономическую выгоду.
По словам Абдрисаева, с созданием базы Вашингтон резко переменил отношение к Киргизии: кроме этого объекта, его уже ничто не волновало. Между тем отличия Киргизии от авторитарных соседей неуклонно сглаживаются, но США больше не критикуют авторитарные замашки. В результате политическая оппозиция криминализировалась, а коррупция распространилась, утверждает автор. Америке следует ценить долговременную стабильность своих стран-союзников выше, чем отдельные военные объекты, заключает он.