Строительство олимпийских объектов в Сочи и Красной Поляне сделало заложниками жителей горного поселка Ахштырь, пишет исследователь международной правозащитной организации Human Rights Watch Таня Локшина в материале, опубликованном в газете Le Monde.
"Принимая такое важное международное мероприятие, как Олимпийские игры, Кремль надеется восстановить престиж России. Но лицо того, что когда-то было живописным курортом на берегу Черного моря, было навсегда изуродовано колоссальными работами, потребность в которых возникла в связи с подготовкой к Играм. Неудивительно, что Сочи побил все рекорды как самые дорогие Игры в истории. Гуманитарная цена оказалась особенно высокой", - пишет автор.
"Об этом не понаслышке знают жители поселка Ахштырь. "В самом начале, когда было объявлено о проведении Игр, нас переполнили надежды, - заявил Human Rights Watch 50-летний житель поселка Александр Коропов, проживший в Ахштыре всю жизнь. - Ведь Путин заявил, что никто не понесет ущерба в ходе подготовительных работ. Но в действительности наше село пострадало".
"В селе проживают 150 человек. Оно расположено между олимпийскими объектами в Сочи и в Красной Поляне. Чтобы соединить эти два кластера, власти построили шоссе и железнодорожную ветку. Автострада перерезала грунтовую дорогу, по которой жители села добирались до расположенного рядом шоссе и уже оттуда ехали на учебу или работу", - сообщает автор статьи.
"Власти не подумали о строительстве пешеходных переходов, пересечение автострады стало весьма опасным делом. Доступ к общественному транспорту для жителей села стал весьма проблематичным, у них возникли трудности с тем, чтобы добраться до школы, больницы и других жизненно важных служб. "С началом строительных работ ситуация в селе неуклонно ухудшалась, - рассказала одна жительница. - Мы были отрезаны от цивилизованного мира. Теперь, чтобы добраться до остановки, мы тратим почти два часа". С началом строительства власти открыли огромную свалку. Грузовые автомобили стали ездить по сельской дороге, которую покрыли гудроном, чтобы тяжелые машины не застревали. (...) Жителям села приходилось не только несколько лет дышать пылью, но и мириться с оглушительным грохотом грузовиков. Кроме того, жители понесли и финансовые потери: источником их доходов были производство и продажа местных продуктов. Персики, инжир, хурма оказались менее жизнеспособными, чем жители. Казалось бы, с завершением работ жизнь должна была бы наладиться. Это стало бы возможным, если бы не исчезновение природных источников воды после покрытия гудроном дороги, пересекающей Ахштырь", - пишет автор.
"Вот уже пять лет жители села лишены гарантированного обеспечения водой. Ее привозят в цистернах раз в неделю, и ее хватает лишь для питья. Жители опасаются, что после завершения Олимпийских игр им перестанут привозить воду. Их опасения небезосновательны: в 2010 году в селе был открыт насос. На церемонии присутствовали представители местных властей и ТВ. Но на следующее утро оказалось, что насос отключен, и больше он никогда не функционировал. Можно было бы сказать, что речь идет всего лишь о 150 жителях села по сравнению с миллионами людей, наблюдающими за зимней Олимпиадой. Однако Игры призваны прославлять достоинство и достижения людей, а не приносить вред тем, кто живет там, где Игры проходят", - подытоживает автор статьи.