Англоязычная пресса освещает очередной инцидент с российскими бомбардировщиками. Два "Ту-95" ("Медведи" по классификации НАТО) были замечены вблизи побережья Корнуолла. Аналитики пытаются разобраться в мотивах действий российской стороны.
"Великобритания подняла в воздух истребители, чтобы те эскортировали российские бомбардировщики вблизи ее воздушного пространства" - сообщает в заголовке The Wall Street Journal. Великобритания во второй раз за последние три недели сделала предупреждение кремлевским военным самолетам вблизи своего воздушного пространства, отмечают журналисты Алексис Флинн и Роберт Уолл. Это очередной случай участившихся перехватов в воздушном пространстве Европы на фоне обострения напряженности в отношениях Европы и России из-за украинского кризиса.
В четверг пресс-секретарь министерства обороны Великобритании заявила, что днем ранее истребители Typhoon были направлены навстречу двум российским "Ту-95", которые пролетали вблизи воздушного пространства Великобритании.
По словам пресс-секретаря, самолеты Королевских ВВС эскортировали российские самолеты, "пока те не покинули зону интересов Великобритании".
"Российские военные самолеты ни на один миг не входили в суверенное воздушное пространство Великобритании, - заявил премьер-министр Кэмерон. - Подозреваю, русские пытаются что-то нам доказать. Полагаю, мы не должны удостаивать их чересчур энергичным ответом".
Посольство РФ в Лондоне заявило, что не видит оснований для комментариев к этой ситуации, поскольку воздушное пространство Британии не было нарушено. "Однако нам интересно, как далеко "зона интересов Великобритании" простирается за пределы воздушного пространства Великобритании", - заявил неназванный представитель посольства. Россия неоднократно заявляла, что полеты ее самолетов в европейском воздушном пространстве не опасны и проводятся при полном соблюдении международного права.
"Здесь два фактора, - заметил Дуглас Барри (International Institute for Strategic Studies). - Отчасти это среднесрочное последствие повышения расходов на оборону России за последние 6 лет: стало больше дальних самолетов, больше пилотов и, следовательно, больше полетов дальних бомбардировщиков. В краткосрочном плане эта деятельность все чаще воспринимается через призму отношений России с США и Европой".
Правда, по словам Барри, активность не вернулась к уровню, на котором была во времена холодной войны. В 1975 году случалось по 5 перехватов в неделю (столько же, сколько за весь 2014 год).
Между тем The Guardian опубликовала статью под названием: "Свидетельница утверждает, что российский бомбардировщик пролетел над Корнуоллом, направляясь вглубь суши". Это противоречит официальной версии событий, поясняет корреспондент Харун Сиддик.
Сью Бэмфорд из Бодмина сказала, что в среду днем, во время занятий по управлению автомобилем, видела как минимум один бомбардировщик, который летел над Корнуоллом в направлении от моря вглубь суши.
"Когда мы были в Сент-Эвале, мы увидели большой черный самолет, похожий на танк. Мы задумались: куда он летит? Он летел вдоль [шоссе] A30, - рассказала она. - Мы поехали дальше, и большой черный самолет снова появился. Когда Клэр [инструктор по вождению] сменила меня за рулем, чтобы ехать обратно, мы увидели серебристый самолет, это был бомбардировщик "Медведь". Он двигался над низовьями долины Сент-Моуган, так что мы видели, что он летел не над морем, а по долине. Он был длинный и тонкий, со стреловидными крыльями".
Бэмфорд сказала, что, живя между авиабазой Калдрос и аэропортом Ньюки, привыкла видеть самолеты разных типов и слышать шум их двигателей. Поэтому ее удивило, что в один день она увидела два необычных самолета.
Инструктор Клэр Брэзил заявила, что самолеты "определенно летели вглубь суши, а не над побережьем. Не знаю, был ли самолет, который мы видели, "Медведем", но он летел вглубь суши".
"Бывший командующий Королевских ВВС предостерег: после сокращения расходов на оборону мы отданы на милость России" - сообщает в заголовке The Times. Маршал сэр Майкл Грейдон высказался после того, как британские самолеты были подняты на перехват российских бомбардировщиков, отмечает журналистка Дебора Хейнс.
Премьер Кэмерон отметил: ответные меры британских истребителей продемонстрировали, что Великобритания хорошо готова к ответу на любые вторжения.
Грейдон иного мнения. По его словам, сокращение количества РЛС и баз высокоскоростных самолетов означает, что оборона Великобритании "оголена" перед лицом угрозы.
"Мы более или менее на милости русских, - заявил он. - У нас есть только две базы с самолетами Typhoon. Одна в Шотландии, другая в Линкольншире. Ребятам из Линкольншира пришлось лететь до самого Корнуолла, чтобы приблизиться [к российским "Медведям"]. Интересно, сколько времени это отняло и как много приобрели [русские], осознав, насколько мы оголены".
В годы холодной войны в Британии было 4 базы с высокоскоростными самолетами для обороны с воздуха.
Та же The Times публикует аналитическую статью под названием "Президент Путин гордится собой". "Неутолимая жажда России прощупывать воздушное пространство Европы и Северной Америки с помощью военной авиации, а также направлять подлодки или военные корабли в районы вблизи их территориальных вод - старая тактика СССР для сбора разведданных и проверки альянса на способность реагировать", - пишет Дебора Хейнс.
По мнению автора, еще один мотив действий Путина - это "немалое нахальство, попытки продемонстрировать миру радиус действия российских вооруженных сил".
По данным газеты, в 2014 году самолеты НАТО осуществили более 100 перехватов российских бомбардировщиков и самолетов-разведчиков - примерно в три раза больше, чем в 2013-м.
Сейчас Россия пробует вернуться к советской тактике, но также "гордится собой", как выразился экс-командующий Королевских ВВС сэр Майкл Грейдон. "Таким способом русские говорят: "Мы рядом, мы здесь, у нас крупная страна", - пояснил он.
The Washington Times поднимает тему американских самолетов: "Российская угроза побуждает США вернуть A-10 Thunderbolt II в Германию". "По сообщению NBC News, растущие опасения в связи с военным вмешательством Москвы на Украине, укреплением ИГИЛ на Ближнем Востоке и другими проблемами убедили США отправить 300 летчиков и 12 самолетов, предназначенных для ударов по наземным объектам, для размещения в Шпангдалеме (Германия) на 6 месяцев", - пишет журналист Дуглас Эрнст.
Сейчас "Бородавочники", как прозвали эти самолеты, применяются для ударов по ИГИЛ.