Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 января 2000 г.

Мари Жего | Le Monde

Чечня: взять Грозный, а что потом?

Чем больше проходит времени, тем больше российские войска рискуют оказаться втянутыми в длительную чеченскую войну. Время работает против Москвы. Кроме того, если данные о потерях российской стороны и не могут оказать никакого влияния на ход боевых действий, то они могут превратиться в весомые аргументы для противников Путина - считает автор статьи, анализирующей ситуацию в Чечне.

По словам военных специалистов, новая операция в Чечне "лучше подготовлена" и разработана с учетом стратегических особенностей операции НАТО в Косово. Российские войска (140 тысяч военнослужащие МО и МВД, а также 300 танков), сразу после пересечения границы маленькой, стремящейся к независимости кавказской республики, при поддержке авиации приступили к захвату равнинной северной части Чечни.

Благодаря мощной огневой поддержке, войска практически без потерь брали под контроль населенные пункты, которые зачастую уже покинули боевики. По рассказам военных, некоторые села занимались без единого выстрела. Заявляя о том, что они "извлекли уроки из первой чеченской войны", генштаб и премьер-министр, ставший в последствии временно исполняющим обязанности президента, выдвинули "теорию нулевых потерь".

Но уже через некоторое время вторая российская военная авантюра в Чечне приняла совсем иной оборот. "Специальные подразделения" увязли в Грозном. Уже давно не ведутся разговоры о сроках завершения операции по захвату чеченской столицы, где боевики начали действовать так , как Красная Армия в Сталинграде: внезапные атаки, снайперы, заминированные пространства.

На юге Чечни, 500 российских десантников, высадившихся в горах в 7 км от границы с Грузией, оказались в окружении и были вынуждены отбивать атаки повстанцев, чьи горные бастионы еще предстоит штурмовать. Вместе с тем, даже в "освобожденных" районах, российским войскам не всегда удается удерживать контроль над некоторыми населенными пунктами.

Так, 9 января, воспользовавшись временным прекращением боевых действий и густым туманом, препятствовавшим применению авиации, чеченские сепаратисты на несколько часов взяли под контроль Шали, Аргун и Гудермес, где уже около месяца находились федеральные войска.

В Аргуне, чеченские боевики в течение 12 часов удерживали город, захватив железнодорожную станцию и некоторые административные здания.

Эти контратаки и непрекращающиеся попытки проникнуть в центр Грозного (чеченские боевики называют мало подвижные российские танки Т-72 "гробами на колесах") привели к значительному росту потерь. Если верить официальным данным, то с начала боевых действий в августе прошлого года в Дагестане, федеральные силы потеряли 627 человек убитыми и более тысячи ранеными. Однако в этих данных не включены сведения о тех, кто умер в госпиталях или тех, чьи тела все еще находятся на территории противника или не поддаются опознанию. Комитет солдатских матерей говорит о 3 тысячах убитых и 6 тысячах раненых.

Но если данные о потерях российской стороны не могут оказать никакого влияния на ход боевых действий, то они могут превратиться в весомые аргументы для противников Путина. И если некоторые российские издания, "Независимая газета", принадлежащая Борису Березовскому, и "МК", близкая к мэру Москвы Юрию Лужкову, несколько снизили патриотический энтузиазм, то это связано не с просветлением ума или стремлением правдиво отражать действительность, а, скорее, с тем, чтобы не навредить своим хозяевам в предстоящей предвыборной гонке. " Наши войска не контролируют чеченскую территорию, они, прежде всего, пытаются защититься", - иронизирует "МК".

Последние неудачи российских войск в Чечне свидетельствуют о том, что даже, если захват территории и прошел без особых усилий, сохранить контроль над "освобожденными" районами будет достаточно трудно. Решительно настроенные боевики, применяют тактику партизанской войны и хорошо ориентируются на местности. "Нам известны их слабые места, мы точно знаем, когда они уже пьяны", - говорит чеченский полевой командир Абу. "С наступлением ночи, все, что шевелится, является целью для стрельбы: я советую своим солдатам ночью справлять нужду прямо из окна", - говорит русский лейтенант. Если днем доминирует российская огневая мощь, то с заходом солнца инициатива переходит в руки чеченских боевиков.

Время работает против русских

Не у кого не вызывает сомнения, что рано или поздно будет завершен символический захват чеченской столицы. Но завершением этой операции не решается вопрос о будущем. Чем больше проходит времени, тем больше российские войска рискуют оказаться втянутыми в длительную войну. Поэтому время работает против Москвы. Прежде всего, содержание в Чечне 140 тысяч человек, что составляет 1\3 от общей численности сухопутных сил, предполагает осуществление масштабных усилий тыловых структур, проведение ротации личного состава, техники, и обеспечения войск всем необходимым. Российской армии, принимая во внимание ее нынешнее плачевное состояние, будет трудно справиться с этой задачей. Кроме того, у контрактников, уже давно не получавших причитающихся им 35 долл. в день, все чаще возникает желание продать оружие "бандитам", как это уже было в период первой войны в Чечне.

"Оружие можно раздобыть двумя способами: на поле боя или купив у русских", заявил в интервью грузинскому телевидению "министр иностранных дел" Чечни Илиас Ахмадов. И уже через несколько дней, грузинские пограничники перехватили на границе с Чечней грузовик с оружием, предназначавшимся чеченским боевикам. Грузинские официальные лица утверждают, что этот грузовик был направлен в Чечню с российской военной базы в Вазиане, расположенной в нескольких километрах от Тбилиси.

Источник: Le Monde


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru