Время "хозяев мира" кончилось. Далеко в прошлое ушли триумфальные саммиты Всемирного экономического форума в Давосе, на которых деловые люди ? "звезды" всепобеждающей глобализации ? сидели бок о бок с министрами, приезжавшими, чтобы взять уроки эффективного управления.
Совещание, открывающееся в Давосе на будущей неделе, будет посвящено теме, которую организаторы форума ? люди, всегда имевшие особый нюх на все злободневное, - назвали весьма красноречиво: "Строительство доверия" ("Building Trust"). Чтобы подчеркнуть, насколько тревожна нынешняя ситуация, они разослали всем участникам саммита поучительные результаты опроса, проведенного среди 36 тыс. человек в 47 странах. Читаем: "Руководители предприятий стремительно утрачивают доверие общества". "Из всех категорий только руководители неправительственных организаций (НПО) заслуживают доверия в глазах большинства граждан (56%); за ними идут руководители ООН и духовные лидеры (41% и 42%)". "Наименьшим доверием пользуются руководители в США". И, чтобы все стало совсем уж ясно: "Большинство граждан недовольно тем, в каком направлении развивается наш мир".
Итак, отныне вызов брошен не только политикам, но и бизнесу. Всему бизнесу. Не только крупным транснациональным корпорациям ? традиционным мишеням всех активистов антиглобализма, но также (и даже в еще большей степени) крупным фирмам в каждой стране.
Компетентность и честность
Конечно, недоверие к руководству фирмы ? вещь не новая. Оно существовало всегда, колеблясь в зависимости от уровня безработицы, повышаясь вместе со страхом увольнения, уменьшаясь с ростом занятости. Оно всегда было тем сильнее, чем ниже была квалификация работников. Но в начале нынешнего столетия недоверие является всеобщим, охватывая даже высшие эшелоны иерархии. Новым является и то, что утрата доверия патронами носит радикальный характер: под сомнение поставлены даже их компетентность и честность.
В том, что недоверие проявляют работники компаний, нет ничего странного: сама эпоха уже не предполагает, что авторитет и послушание ? вещи, сами собой разумеющиеся. Естественно как раз обратное. Рост уровня жизни в развитых странах позволяет молодому поколению апеллировать к постматериалистическим, более индивидуалистическим и гедонистическим ценностям. Оплачиваемых работников уже трудно чем-то привлечь, даже когда речь идет о кадровых сотрудниках. Многие молодые кадры по духу ? наемники и имеют личные "планы на жизнь", которые не побуждают их сохранять верность своей фирме.
Тройной фестиваль
Однако к этому появлению новых чаяний добавились и ошибки, совершенные самими фирмами. В этом плане 2002 год был годом тройного фестиваля.
1. Впервые после великой депрессии 1929 года третий год подряд наблюдается снижение стоимости акций. Это суровый урок для всех патронов, которые рассматривали рост стоимости акции как альфу и омегу своей деятельности. Как можно требовать самопожертвования от персонала, если биржа играет в "йо-йо" в зависимости от настроения и по иррациональным правилам? Добавьте к этому крушение основных стратегий, которые прежде превозносились как безупречные. Расширяйтесь, сливайтесь, говорили "рынки" компаниям! Большинство таких союзов оказались неудачными, что привело к "разрушению ценностей", отметил Business Week (14 октября). Вернитесь к сугубо вашей специфике! Alcatel, как и ряд других компаний, от этой меры чуть не умерла. Какой business model можно довериться, если финансы диктуют столь изменчивые и, в конечном счете, столь плохие законы? Составляя панораму минувшего года, не забудьте о длинном списке громких скандалов (случаи Enron, WorldCom, Tyco?) и мимолетных увлечений (случай Vivendi).
Безденежье
2. Падение котировок, единственное настоящее правило руководства фирмой, действовавшее в минувшие 20 лет, завело менеджмент в тупик. Невозможно обучать, заинтересовывать и сохранять кадры, если при этом делать их положение в фирме все более нестабильным. "Нарастающая нестабильность экономической жизни все более затрудняет карьерный рост", ? говорится в январском номере журнала Enjeux-Les Echos. Развитие духа соревновательности путем оказания давления на людей осуждается не только за эксцессы этой стратегии, но и исходя из ее внутренней логики: нельзя требовать добросовестности от сотрудников, с которыми обращаются нецивилизованно.
3. К тому же вскрылись факты того, что, несмотря на падение прибылей, доходы очень многих глав фирм не уменьшились, а, наоборот, возросли. Несправедливость разницы в окладах дирекции и остальных служащих стала поистине кричащей. Пример Джека Уэлча, легендарного главы General Electric, ушедшего на покой сказочно богатым человеком (о чем рассказала его бывшая супруга), открыл череду скандалов вокруг патронов, обогащающихся всеми способами, в то время как все остальные живут в условиях безденежья.
Стратегический кризис, кризис менеджмента и кризис оплаты труда ? все эти кризисы разразились одновременно в 2002 году, продемонстрировав пороки системы в целом. На генеральной ассамблее Движения предприятий Франции (Mouvement des Entreprises de France, MEDEF) Жан-Пьер Раффарен сказал о необходимости "примирения" с предприятием ? "словом, которое в моих глазах является ценностью". Премьер-министр прав, предприятие может быть местом творчества, осуществления задуманного, обмена. Для него настало время доказать это. В Давосе хозяева мира, которых мир перестал любить, явно должны найти новую модель "управления".