Самые интересные дипломатические визиты - это те, информация о которых вообще не обнародуется. Так было и с путешествием на прошлой неделе российского министра энергетики Виктора Христенко в Китай.
Ни одна, ни другая сторона о визите не рассказали ничего, хотя это можно понять, так как он был связан с одной из самых важных для Азии проблем - конкурентной борьбой Китая и Японии за российские энергетические ресурсы. Но, вместо того чтобы прояснить вопрос, миссия Христенко еще больше замутила воду: России нравится, что ее одновременно обхаживают и Япония, и Китай.
В прошлом году потребление энергии Китаем возросло на 12% - это стало результатом феноменального экономического роста страны. Несмотря на довольно скромное начало, теперь китайцы - крупнейшие потребители нефти после США. Большинство поставок Китай получает из самых непредсказуемых источников и дорого платит за транспортировку.
Диверсификация энергетических ресурсов стала самой важной для Китая задачей. Китайцы пытаются расположить к себе ближневосточные правительства и - к растущему возмущению США - активно инвестируют средства в Иран и Судан. Быстрый рост китайского флота тоже оправдывается потребностью защищать морские транспортные пути. Так или иначе, растущая зависимость от нефти стремительно трансформирует внешнюю и военную политику страны: Китай становится настоящей глобальной державой, но не в результате сознательной политики, а по необходимости.
Нигде это не проявляется так ярко, как в отношениях Китая с Россией. Некоторое время назад китайцы было отбросили Россию как выжатый лимон, старую супердержаву в упадке, которая не может ничего предложить, кроме оружия. Однако неожиданно они изменили свою политику и принялись усердно ухаживать за Москвой.