Президентский нагоняй чиновникам
Президент Путин защищает суть российской пенсионной реформы, которая вызывала волну протестов по всей стране, но упрекает правительство и региональные власти в небрежности при ее проведении. Кроме того, он пытается объяснить народу важность реформы - насколько успешно, мы вскоре увидим.
Преобразование российской пенсионной системы, переход от предоставления льгот к прямым денежным выплатам вызвали беспрецедентную волну демонстраций и митингов протеста по всей стране и даже заставили президента Путина вмешаться в ситуацию. Как уже сообщалось, в понедельник на заседании правительства глава Кремля впервые высказался по поводу протестов. По существу он защищал суть реформы, но при этом одновременно проявил понимание требований протестующих пенсионеров. Правительство и прежде всего региональные и местные органы власти должным образом к преобразованиям не подготовились, отметил он.
Непосредственные выплаты
Из-за этого не была учтена одна из важнейших задач: уровень жизни людей, которых затронула реформа, понизиться не должен. Это нужно поправить, и законом для этого предусмотрена вся необходимая свобода действий, объяснял Путин на заседании правительства, которое частично транслировалось по телевидению. Вместе с тем Путин поставил несколько важных барьеров. С одной стороны, он, очевидно, не хочет отказываться от существа реформы. Он еще раз подробно объяснил, почему реформа необходима и правильна. Система поддержи нуждающихся, стариков, инвалидов и всех тех, кто имеет особые заслуги, в Советском Союзе действительно функционировала хорошо, сказал президент. Однако, в девяностые годы прошлого столетия количество льгот и льготников резко увеличилось, хотя было очевидно, что государство с этим валом не справится.
Говоря о бесплатном пользовании общественным транспортом в Москве, Путин сказал, что сегодня на эту льготу право имеет больше половины населения, а финансирует ее оставшаяся - меньшая - часть. Это привело не только к тому, что у транспортных организаций нет денег на ремонт и обновление своего парка, но и к повышению цен для тех пассажиров, которые оплачивают свои поездки, а также к ухудшению качества обслуживания, что не нравится ни тем, ни другим.
Удар по левым и правым
Путин не смог удержаться, чтобы не пройтись по левым и правым силам, которые, по его словам, в настоящее время пытаются нажить политический капитал на протестах пенсионеров. С одной стороны, правые виноваты в том, что в девяностые годы была создана олигархическая система и государство было разграблено. С другой, левые виноваты в принятии политических решений, невозможность реализации которых всегда была очевидной.
Путин показал, что он выступает за прагматичные решения, поддержав те из них, которые уже были приняты в некоторых городах под давлением протестующих. При этом на первый план он поставил снижение стоимости проезда на общественном транспорте или введение специальных абонементов для социально незащищенных.
Однако встает вопрос, почему чиновники на местах не подумали об этом еще в августе, когда парламент только утвердил реформу. Циники объясняют это тем, что российская бюрократия настолько занята собой и своим благополучием, что у нее нет возможности тратить время на народ - злые языки говорят, что в России и зима всегда приходит неожиданно. Кроме того, решение, принятое незадолго до конца прошлого года, о продлении новогодних праздников, способствовало тому, что вплоть до последних выходных в России практически ничего не делалось.
Маневры кремлевской партии
Очевидно, что должностные лица всех уровней были откровенно поражены размахом протестов. Судя по всему, они успокаивали себя фальшивым посылом, что русский народ с его вошедшим в поговорку терпением безмолвно стерпит даже пенсионную реформу. Особенно неприятным стало положение кремлевской партии "Единая Россия", так как до сих пор улучшение жизненных условий пенсионеров было тем краеугольным камнем, на котором базировалась чрезвычайно высокая популярность Путина, за счет чего эта партия только и существует. Именно Путин заставил выплачивать пенсии не только вовремя и регулярно, он их к тому же непрерывно повышал, вследствие чего представители данного социального слоя были основным электоратом главы Кремля и "Единой России".
По этой причине в конце прошлой недели наиболее оппортунистически настроенные представители "Единой России" прибегли к тактике обходного маневра, и из этих кругов уже даже прозвучал - настолько же популистский, насколько и лицемерный - призыв к отставке отдельных министров или даже всего кабинета.
Снова стали активно распространяться противоречивые спекуляции и слухи о том, что протесты - это для Кремля лишь предлог, чтобы избавиться либо от неугодных экономистов-либералов в правительстве, либо от не имеющего собственного лица премьера Фрадкова. Однако в понедельник Путин еще выступал перед кабинетом в его прежнем составе.
Коммунисты и националистическая партия "Родина" собираются внести в Думу вотум недоверия правительству Фрадкова - мероприятие, скорее всего, не имеющее никаких перспектив.
Совершеннолетние граждане?
В последние дни стало заметно злорадство в связи с тем, что давление на Кремль оказали именно пенсионеры. Некоторые в демонстрациях увидели даже предвестника "восстания гражданского общества". Однако нужно отметить, что количество митингующих в сравнении с общей численностью пенсионеров, которых около 35 миллионов, все еще скоромное и что протесты остаются феноменом городов.
Правда ли, что жизнь деревенских пенсионеров при новой системе стала заметно лучше, как неоднократно подчеркивало кремлевское руководство, и поэтому они не протестуют или у них просто нет возможности выразить свой протест, до сих пор сказать сложно.
Однако именно в тех кругах, которые с воодушевлением откликнулись на протесты как на давно ожидаемый ропот народа против все более авторитарного курса руководства, вопрос, не является ли пенсионная реформа свалившимся с неба инструментом для оппозиции, даже не поднимается.
Конечно, ввиду рекордного профицита государственного бюджета легко выступать за усиление социальной поддержки граждан со стороны государства. Однако не следует забывать о том, что переход на денежные выплаты наряду с давно необходимым структурным преобразованием обязанностей государства - это шаг к взрослению и самостоятельности граждан, потому что при новой системе потребители могут - или должны - решать, сколько денег и на какие цели они тратят.
Через полтора десятка лет после конца советского "полного социального сервиса" психологическое неприятие подобной самостоятельности и свободы выбора еще очень сильно как раз среди пожилых людей.
Путин под прицелом критики
Во вторник, несмотря на понедельничное выступление Путина, из различных регионов все еще продолжали приходить сообщения о демонстрациях и митингах пенсионеров, хотя их стало заметно меньше. Что это означает, спад негодования после того, как Путин помимо всего прочего обещал заметное и более раннее, чем планировалось, повышение пенсий, или это только временная передышка, станет ясно в ближайшие дни и недели. Однако уже теперь очевидно, что концентрация власти в Кремле привела к тому, что Путин должен брать на себя все большую ответственность за то, что происходит или не происходит в стране.