"Хамас", воинствующее исламское движение, которое Израиль так и не смог искоренить, готовится играть роль традиционной партии, за которой будет оставаться решающее слово в палестинской политике, после того, как на следующей неделе в ПА пройдут парламентские выборы и будут подсчитаны голоса.
Результаты опросов общественного мнения, которые отдают небольшое преимущество (5-10%) некогда всемогущей партии "Фатх", показывают, что "Хамас" может получить до трети мест в новом законодательном органе Палестинской автономии, в котором будет 132 депутата. Этого достаточно для "Хамас", чтобы требовать портфели в коалиционном кабинете или выступать в качестве оппозиционной силы, блокирующей решения кабинета, который возглавит партия "Фатх".
Любой из этих вариантов будет означать глубинные изменения в руководстве Палестинской автономии и его отношениях с Израилем.
Как израильские, так и палестинские эксперты уже сейчас пытаются прогнозировать, каким образом движение приверженцев разрушения Израиля будет вести переговоры с Израилем.
Движение "Хамас" возвысилось и набрало вес благодаря своему "сопротивлению" израильской оккупации, а именно из-за участия в атаках с использованием террористов-смертников и других акциях насилия, которые во время палестинской интифады превратили "Хамас" в злейшего врага Израиля. Безусловно, его популярность основана главным образом на строгой дисциплине и неподкупности членов "Хамас", проверенной временем. Это является резкой противоположностью внутреннему разделению и коррупции, которые ассоциируются с "Фатх".
Движение "Хамас" хорошо организовано и занимается "реалполитикой", говорит Раджи Саурани, возглавляющий Палестинский центр прав человека. "Другие политические силы неорганизованны, и в них царит такой разброд, что они даже не знают, нужны ли им выборы вообще".
Даже некоторые израильтяне говорят о том, что они бы предпочли сильное движение "Хамас", чем слабую Палестинскую администрацию. "В интересах Израиля, чтобы существовало стабильное палестинское центральное правительство, способное заставить экстремистов подчиняться его власти, - написал в декабре прошлого года известный израильский очеркист Гади Тауб. - Но если будет стоять выбор между анархией и "Хамас", то "Хамас" не обязательно будет худшим вариантом".
Поздний переход "Хамас" в русло парламентской демократии (последние всеобщие выборы в 1996 году организация бойкотировала в знак протеста против соглашений 1993 года о создании Палестинской автономии, заключенных в Осло Израилем и Организацией освобождения Палестины Ясира Арафата) может стать проявлением фундаментальных изменений в идеологии "Хамас".
Движение всегда отличалось прагматичностью и умело меняет курс в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, не забывая о своей главной цели - исламизации палестинского общества.
В 1996 году "Хамас" пришел к выводу, что ему было бы трудно участвовать в выборах и одновременно осуществлять кампанию насилия. Кроме того, участие в выборах означает компромисс по вопросу неприятия ословских соглашений. В то же время, если "Хамас" покажет на выборах плохой результат, это продемонстрирует тот факт, что популярность движения оставляет желать лучшего.
Сейчас, когда заключенные в Осло соглашения не работают в течение уже долгого времени и когда "Хамас" находится на пике популярности, руководители движения пришли к выводу, что стремление играть роль в официальной политике не противоречит его принципам.
Рабах Мохана, член руководства Народного фронта освобождения Палестины, считает, что "Хамас" возвращается к своим истокам. Следует помнить, что это движение образовалось на основе межрегиональной организации "Братья-мусульмане", которая ставила цель интегрироваться в политические процессы во всех странах арабского мира.
"Хамас" действует как движение сопротивления, - говорит Мохана. - Но это касается тактики. С точки зрения идеологии, самое важное для движения - это пропаганда ислама".
После того как станут известны результаты выборов, "Хамас" соберет "шуру" - высший религиозный совет организации, на котором будут обсуждаться
кадровые вопросы и проблема лидерства, ибо предстоит принять решение по дальнейшим шагам - участвовать в правительстве или сформировать оппозицию.
Это будет зависеть от того, сколько мест "Хамас" получит в законодательном органе Палестинской автономии. "Конечно, мы стремимся стать самой большой партией, - сказал в интервью Financial Times лидер "Хамас" в секторе Газа Халил Абу Лейла. - Но мы не хотим быть единственной политической силой. Мы призываем к политическому партнерству".
На вопрос о том, готов ли "Хамас" вести переговоры с Израилем, Абу Лейла ответил: "Вести переговоры о чем? У нас есть четкая позиция. Во-первых, Израиль должен полностью уйти с тех территорий, которые он оккупировал в 1967 году. Потом мы будем жить в мире, заключив долгосрочное соглашение о прекращении огня, пока не придет время для новых переговоров".
В стремлении стать респектабельной организацией "Хамас" приходится учитывать, что большая часть мировой общественности, в том числе Соединенные Штаты и Евросоюз, считают "Хамас" террористической организацией. Поэтому "Хамас" оказывает поддержку своим неисламским союзникам, рассчитывая, что они могут выступить в роли посредников между "Хамас" и Западом. В секторе Газа движение "Хамас" публично высказалось в поддержку Хусама Атавейла, независимого кандидата на выборах в парламент на депутатское место, зарезервированное для христиан. Также "Хамас" оказывает поддержку Зияду Абу Амру, независимому министру бывшей палестинской администрации, который был участником политического диалога между "Фатх", "Хамас" и другими организациями.
"Я не брал на себя никаких обязательств в отношении будущего, - говорит Атавейл, которому, кроме "Хамас", оказывает поддержку Народный фронт освобождения Палестины. - Но у нас есть взаимопонимание по вопросу защиты национальных прав палестинцев".
Помощник этого кандидата от христиан в своих комментариях зашел еще дальше: "Хамас" ищет людей, которые будут приемлемы для внешнего мира. "Хамас" не хочет контактировать с Израилем напрямую из-за боязни потерять лицо".