Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 января 2006 г.

Роуэн Скарборо | The Washington Times

В поисках миллиардов, выделенных на восстановление Ирака

Выяснение того, что же произошло с 37 млрд долларов, выделенных на восстановление Ирака и обеспеченных нефтью, идет по многим направлениям. Один из путей ведет в кабинет Зийяда аль-Каттана в министерстве обороны.

Вопросы о том, что произошло с деньгами, это лишь часть истории о том, как США тратят миллиарды американских и иракских денег после свержения Саддама Хусейна в апреле 2003 года.

К настоящему моменту США потратили на войну в Ираке 226 млрд долларов, а восстановление оказалось еще одним дорогостоящим предприятием.

Помимо фонда в 37 млрд долларов, на восстановление потребовалось еще 24 млрд долларов американских налогоплательщиков. Вместе с 4 млрд долларов, обещанными другими странами, расходы на восстановление превышают 60 млрд долларов. Проблема в том, что американские и иракские власти не могут с уверенностью сказать, сколько денег разворовано и потрачено впустую.

Ситуация критична для Ирака. По оценкам Всемирного банка, на восстановление страны нужно еще 40 млрд долларов, и Ирак не может позволить себе коррупцию, ставящую под угрозу дальнейшее финансирование.

В конфиденциальном докладе Высшего аудиторского совета Ирака говорится о проблемах с бухгалтерией, которые восходят к маю 2003 года, когда администрация Буша создала Временную коалиционную администрацию (ВКА) и сделала Пола Бремера первым иракским лидером после Саддама. Ведомство Бремера получило огромные средства и начало тратить их с бешеной скоростью - наличными.

Иракские аудиторы нашли в кабинете Каттана первые сведения о подставных компаниях, зарубежных банках и наличных расчетах с торговцами оружием до осуществления поставок. Иногда поставок так и не происходило.

Сегодня иракская комиссия по борьбе с коррупцией пытается выяснить, сколько наличных средств ВКА было разворовано и растрачено впустую, а сколько пошло на легитимные проекты. Аль-Каттан мог бы ответить на многие вопросы, но он скрывается, предположительно в Варшаве.

Пресс-секретарь комиссии Али Шабот заявил, что, по оценкам следователей, коррумпированные чиновники присвоили миллионы долларов.

Шабот и американские чиновники полагают, что значительная часть денег была разворована в 2003 году, когда ВКА почти не предпринимала мер предосторожности, и в 2004-м, когда временный премьер-министр Аяд Алауи правил Ираком в отсутствие финансового законодательства, которое стало частью конституции в 2005 году.

Военные доллары

Именно Каттан вел переговоры о контрактах на общую сумму в сотни миллионов долларов.

В отчете аудиторов за 2004-2005 годы говорится, что министерство обороны потратило слишком много на "дачу" одного из армейских командиров со светильниками в позолоте из 24-каратного золота. Командиры расписывались за зарплату своих подчиненных и присваивали деньги. Министерство заплатило посреднику вперед более 1 млн долларов за 20 бронированных автомобилей BMW и Land Cruiser. Аудиторам не удалось выяснить, были ли машины получены.

Министерство сначала платило наличными, потом подписывало контракт и ждало прибытия техники. Наличными расплатились с посредниками в Польше, на Украине, в Иордании, Пакистане и других странах.

Золотой горшок ООН

Весной 2003 года Ирак погружался в хаос, и американские войска начали испытывать удары сопротивления.

В Багдад прибыл Бремер, протеже Генри Киссинджера, назначенный Пентагоном. Он остро нуждался в деньгах, чтобы привести в действие министерства, платить чиновникам, армии и полиции, начать восстановление электростанций, школ, больниц, жилых домов и водоочистных сооружений.

Поначалу на это шло сравнительно немного американских денег. Пентагон выделил миллионы из своего оперативного бюджета на Аварийные программы командования (CERP), чтобы начать общественные работы. Администрация искала деньги, чтобы запустить другие проекты, например восстановление сети энергоснабжения. Но это был денежный ручеек, а Ираку нужна была полноводная река.

Но имелся золотой горшок, и Бремеру надо было только обернуться к западу.

ООН накопила целое состояние из иракских нефтяных доходов и арестовала банковские счета на сумму 37 млрд долларов, главным образом - в Федеральном резервном банке в Нью-Йорке.

Администрация Буша попросила ООН передать эти средства под ее управление и, в соответствии с резолюцией 1483, принятой в октябре, был создан Фонд развития Ирака, поставленный под контроль ВКА.

Раздача богатства

Вскоре деньги начали прибывать в Багдад грузовыми самолетами C-17. Контейнеры с хрустящими 100-долларовыми банкнотами на грузовиках доставляли в столицу, откуда автоколонны развозили их по Ираку.

12 млрд долларов наличными было доставлено в Ирак до того, как начала работать банковская система. Страна больше походила на Дикий Запад, чем на действующее государство. Бремер решил вести наличные расчеты; он платил зарплаты и рассчитывался за строительные проекты из кошелька, даже если речь шла о миллионах долларов.

Доставленные в Ирак деньги находили пристанище в огромном сейфе Республиканского дворца, одной из роскошных резиденций Саддама, превратившейся в самый богатый банк Ирака.

Где контролеры?

Кроме действующих банков, не хватало государственного контроля.

Пентагон осуществлял надзор за деятельностью ВКА, но его ревизионное управление отказывалось посылать сотрудников в опасную страну для проверки сообщений о хищениях.

Бремер и другие командиры сочли, что ситуация настолько остра, что нет времени создавать службы по заключению контрактов, как того требуют американские законы.

Ревизоры приехали за несколько месяцев до того, как ВКА прекратила свою деятельность в Ираке в июне 2004 года. Бремер уже готовился к отъезду из Багдада.

Появление ревизоров

Конгресс учредил должность специального инспектора в конце 2003 года для мониторинга расходования 37 млрд долларов. В январе 2004 года инспектором по восстановлению Ирака был назначен Стюарт Боуэн, который весной отправил в Ирак своих аудиторов.

В январе 2005 года он сообщил конгрессу плохую новость: ВКА не смогла доказать, что 8,8 млрд долларов, переданных иракским министерствам, были израсходованы адекватно.

Иракская комиссия по борьбе с коррупцией и Центральный уголовный суд продолжают расследование движения финансовых потоков. США рекомендуют каждому иракскому министерству создать ревизионное управление, оснащенное "горячими" телефонными линиями.

К настоящему времени иракские аудиторы и сотрудники Боуэна сумели установить, что миллионы долларов были растрачены.

Нехватка рук

Главным аспектом работы инспекторов Боуэна стал первый год деятельности Фонда по развитию Ирака (ФРИ), когда в сейфе лежали пачки долларов. "Неэффективность в такой ситуации неизбежна, и мы нашли ее", - заявил Боуэн конгрессу.

Одним из первых открытий инспекторов было то, что у Бремера не хватало сотрудников, нужных для совершения финансовых сделок.

"Сравнительно мало структур откликались на просьбы ВКА о помощи, - писали инспектора в отчете. - Межведомственная кадровая координация была слабой".

Истории о расточительстве

Аудиторы обнаружили коррупцию и некомпетентность больших и малых масштабов.

ВКА выдавала одному из министерств деньги на оплату 8026 охранников, но на деле их было 602. Другая структура получала деньги на 1471 охранника, хотя в действительности их было 642.

Сотрудник ВКА за пределами Багдада хранил деньги в сейфе, но ключ от него держал просто в рюкзаке. Он часто покидал помещение, оставляя сейф открытым.

Компания Halliburton, обслуживающая нефтяников, получила из ФРИ 1,6 млрд долларов на топливо и ремонт скважин. Аудиторы Пентагона установили, что смета была завышена на 218 млн долларов.

Пожалуй, самый большой скандал разыгрался в штабе ВКА в расположенном к югу от Багдада регионе, в городе Хилла, где под подозрение в хищениях попали несколько американских офицеров, полевой агент ВКА и американский бизнесмен Филип Блум, владелец компаний в Румынии, живущий в Нью-Джерси.

Облава на подозреваемых

Инспекторы Боуэна обнаружили ряд подозрительных сделок. Агенты представили расписки на сумму, превышающую 300 тыс. долларов, за контракты, которые уже были аннулированы. Блуму дважды заплатили за один и тот же контракт. Бухгалтеры не проверяли документацию, прежде чем выплатить деньги.

Вскоре министерство юстиции США начало полномасштабное расследование.

К ноябрю 2005 года министерство подготовило первые обвинения. Оно обвинило Блума и его сообщника, Роберта Штейна из Северной Каролины, в мошенничестве и отмывании денег. Штейн работал контролером ВКА в Хилле, и через его руки проходили миллионы долларов из дворцового сейфа. Блум заплатил Штейну более 600 тыс. долларов в виде взяток за получение контрактов на общую сумму 13 млн долларов. Через несколько недель министерство юстиции обвинило двух офицеров в получении от Блума денег и подарков.

Подполковник Дебра Харрисон получила автомобиль Cadillac Escalade стоимостью 50 тыс. долларов и авиабилеты на общую сумму в 6 тыс. долларов. Ее также обвиняют в хищении 100 тыс. долларов из ФРИ в Хилле. Второго офицера, подполковника резерва Майкла Уиллера также обвиняют в хищении 100 тыс. долларов.

Бремер встает на защиту своих методов

Бремера, который в настоящее время активно рекламирует свою книгу о годе, проведенном в Ираке, разгневала критика со стороны Боуэна. В июле 2004 года, вскоре после появления предварительных выводов инспектора, Бремер разразился письмом.

"На мой взгляд, отчет не отвечает стандартам, которых американцы могут ожидать от ревизора, - писал Бремер. - Авторы полагают, что западные процедуры финансирования и отчетности можно сразу же и в полной мере осуществлять в военных условиях. Аудиторы полагают, что коалиция могла добиться бюджетной прозрачности на уровне, которого за год трудно было бы достичь даже в мирной стране Запада".

Бремер отмечал, что иракской экономики фактически не существовало. Единственной разумной возможностью была выплата чиновникам наличными с тем, чтобы государственный аппарат вновь начал работать.

Бремер продолжил контрнаступление в воскресной программе телеканала NBC "Meet the Press." По его словам, Боуэн хотел бы, чтобы он "посадил в каждое министерство армию американских аудиторов, которые следили бы за каждым динаром. Это гарантировало бы настоящий хаос".

Пресс-секретарь Боуэна Джим Митчелл заявил, что Боуэн выступает не за армию аудиторов, а лишь за систему, обеспечивающую получение денег реальными работниками.

Отвечая на заявления Бремера о том, что в Ираке не было действующей платежной системы и он сильно пострадал от коррумпированных правителей, Митчелл сказал: "С точки зрения инспектора, эти условия должны были бы стать для финансовых менеджеров ВКА сигналом, что слабых мест очень много, они представляют неприемлемый риск и требуют решительных действий. Однако Бремер санкционировал раздачу миллиардов долларов министерствам и не может сказать, попали ли деньги к тому, кому предназначались".

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru