В Газе член национального комитета по проведению реформ, объединяющего представителей палестинского гражданского общества, Салах Абдель Чафи поддержал Женевскую инициативу - независимый план мирного урегулирования по Ближнему Востоку.
- Что вы можете сказать о череде событий, которые привели к тому, что, вне всякого сомнения, стало самым серьезным кризисом, возникшим внутри палестинской администрации с момента ее создания в 1994 году?
- Я думаю, что все это происходит не случайно. Я не беру в расчет инцидент, произошедший с французами, похищенными на несколько часов в Хан-Юнисе в прошлую пятницу, поскольку, по моему мнению, здесь речь идет об отдельном случае. Напротив, я убежден, что люди, в этот же день похитившие начальника полиции Гази Джабали - и этот факт сыграл роль самого настоящего детонатора - выполняли чей-то приказ. Чей? На первый взгляд, все может показаться довольно простым. Известно, что в Газе находится Мохаммед Дахлан (бывший руководитель службы превентивной безопасности), имеющий свои личные и политические планы. Он сам об этом сказал. После того как он ушел из правительства вследствие отставки Абу Мазена, Арафат не сомневался, что Дахлан сам себе навредил, похваляясь связями с американцами.
Но Дахлан проявляет осторожность. Ему удается маневрировать эффективней, чем Абу Мусе (диссидент "Фатх"), который в 1983 году возглавил выступления против раиса после выдворения из Ливана в 1982 году, но тогда Арафату удалось его нейтрализовать, представив как сирийского агента. Затем Дахлан начал дистанцироваться от палестинских властей. Наконец, он решил воспользоваться недоверием и неудовлетворенностью "Фатх" в отношении палестинской администрации, он никогда не шел на открытое фронтальное столкновение. Он понял, что может заручиться поддержкой "Фатх", выступая против коррупции. Сегодня он контролирует некоторые сферы безопасности, совершенно очевидно, располагает деньгами, харизмой и имеет достаточное количество сторонников.
- Почему этот кризис разразился именно сейчас?
- К этому моменту в "Фатх" сложилась определенная ситуация, кроме того, появились перспективы реализации планов ухода израильтян из Газы. Арафат пребывает в размышлениях. Дахлан полагает, что Шарон не шутит, даже если абсолютно уверен, что израильский премьер все это делает не для палестинцев и что процесс может ускориться, если в правительство войдут представители "Партии труда". Дахлан убежден: если палестинцам удастся успешно управлять зоной после ухода израильтян, они завоюют международный авторитет, но если нет, дела пойдут плохо, они безвозвратно потеряют лицо. В связи с этим безопасность обретает основополагающее значение, потому что службы безопасности, их поведение и разногласия создают проблемы. Я уверен, что будет легче управлять "Хамас".
В настоящее время Арафат, как кажется, не способен управлять ситуацией. Сегодня у него нет выбора. Даже если очевидно, что следует пойти на компромисс или согласиться уступить часть полномочий, это противоречит его природе, он этому противится. Он совершил огромную ошибку, решив, что выйдет из тупика, если назначит своего кузена Мусу Арафата руководителем службы безопасности. Он не учел того, что Муса - одиозная фигура, хотя, с другой стороны, у него было не слишком много альтернатив.
- Идет ли дискуссия по поводу самого Арафата?
- Нет, сегодня, конечно же, нет и речи том, что он является камнем преткновения, что он должен уйти, хотя у него есть проблемы, есть проблемы с методами его руководства. Не следует забывать, что он по воле израильтян находится под домашним арестом. Поэтому его можно назвать жертвой. Акцент, прежде всего, следует сделать на его окружении, которое дает плохие советы и предоставляет недостоверную информацию.
- Как далеко может зайти этот кризис?
- Все зависит от того, что предпримет Абу Ала, премьер-министр, который, совершенно очевидно, угодил в тупик вместе с Арафатом, когда с самого начала прилагал все усилия к тому, чтобы не идти с ним на столкновения. Если к кризису спецслужб прибавится и политический кризис, Арафат окажется в более сложной ситуации. Египтянам очень не нравится все происходящее, и они активизируют контакты с Дахланом и "Хамас". "Хамас", в свою очередь, оказался в сложной ситуации, о чем свидетельствуют неспособность этой организации реагировать на удары, наносимые израильтянами, а также нежелание "Хамас" привлекать к себе внимание.