Вплоть до отдаленных уголков Сибири доходят угрозы, при помощи которых российский президент хочет заставить замолчать несогласных политиков
Они хорошо постарались. "Здесь нет никаких западных паразитов", - написано по-немецки старинным шрифтом на одном из плакатов, который они принесли с собой. Маленькая грамматическая ошибка в добрых четырех тысячах километрах к востоку от Берлина, пожалуй, простительна. Два молодых человека со светлым "ежиком" обосновались перед дискотекой "Колизей" в западносибирском городе Барнаул. Еще нет девяти утра - совсем не время для любителей вечеринок. Мимо стриженых молодых людей со свирепыми взглядами в здание дискотеки проскальзывают университетские профессора, адвокаты, местные политики, профсоюзные деятели и несколько предпринимателей. Депутат Госдумы из Барнаула Владимир Рыжков и близкий СДПГ Фонд Фридриха Эберта пригласили, а те, кто осмелился, пришли, чтобы послушать московских политологов, социологов и других экспертов, выступающих по теме: "Россия-2005: реформы и политические процессы в контексте цветных революций".
Мальчики перед дверью не любят никаких революций, тем более они не любят Фонд Фридриха Эберта и Владимира Рыжкова. "Мы представляем большинство граждан Барнаула", - говорят они, что весьма странно, так как большинство избирателей Барнаула в 2003 году как раз и выбрало Рыжкова депутатом Госдумы. Теперь он заседает там в качестве независимого депутата, одного из немногих, кто еще осмеливается открыть рот, чтобы громко и отчетливо сказать, что он думает о президенте Владимире Путине. "Путин создал авторитарную систему", - например, возмущается он. И сравнивает парламент с Верховным Советом СССР, "ведь роль Думы заключается только в том, чтобы поддерживать все, что предлагает Путин".
Путинский идеолог за работой
38-летний депутат Рыжков, который выглядит еще моложе, бросает вызов Владимиру Путину. Надо думать, главу Кремля это не слишком беспокоит - на его стороне государственный аппарат, спецслужбы, послушный парламент и, кроме того, хороший рейтинг.
И все же, в центре имеются люди, у которых Рыжков вызывает тревогу, которых он беспокоит. Например, он беспокоит Владислава Суркова. Это идеолог президента и человек, который дергает за различные ниточки. Они ведут в разные уголки страны, если нужно, даже в барнаульскую дискотеку "Колизей". Как у него это получается, на собственной шкуре почувствовал Валерий Савинков. Он руководит маленьким информационным агентством "Банкфакс" в Барнауле, где несколько месяцев назад появился непростой молодой человек. "Он представился сотрудником президентской администрации и положил на стол фотографию", - рассказывает журналист. Это была фотография депутата Рыжкова. Против него необходимо начать кампанию, было сказано Савинкову. Состоялось пять встреч, предложения с каждым разом становились все более заманчивыми. У главы агентства сложилось впечатление, что годовой бюджет московского эмиссара составляет от 200 до 300 тысяч долларов.
Решение далось Савинкову нелегко. С одной стороны, он не особенно любил Рыжкова, к тому же некоторое количество долларов агентству не помешало бы. Но он решил по-другому - из принципа, как он говорит. С тех пор дела, конечно, идут неважно, так как "люди боятся с нами работать". Сюда следует добавить неприятности с органами власти, которые вдруг обнаружили, что 12 лет назад при регистрации агентства не был предоставлен один из необходимых документов. Другие барнаульские журналисты тоже удостоились визита молодого человека из Москвы. В результате 123 из них приняли необычное решение: они написали открытое письмо.
"Ряду наших коллег, - возмущались они, - были сделаны предложения, в том числе в форме угроз, принять участие в кампании по дискредитации Владимира Рыжкова. При этом было откровенно сказано, что речь идет о тесте на лояльность Кремлю". Это "грязная акция" и "возврат в прошлое".
Все же тогда вышло несколько статей, например в "Алтайской правде", где Рыжков был выставлен подручным иностранных фондов. Появились пикетчики, которые демонстрировали фотографии Рыжкова, где он был изображен вместе с чеченским террористом Шамилем Басаевым. "Тем самым они скорее достигнут противоположного результата, - надеется Рыжков. - Люди видят, какими средствами против меня борются". Но он все равно озабочен, так как все это часть большего плана - "и я не знаю, как далеко они зайдут".
Собственно, он вовсе не собирается препятствовать демократии, признался недавно капитанам российской экономики Владислав Сурков, человек-кукловод. "Мы не тормозим процесс искусственно, как многим кажется, - сказал он. - Мы просто боимся".