Лидер российской оппозиции Владимир Рыжков считает, что проявление воли народа в украинском стиле, возможно, является единственным способом уволить Владимира Путина
Недавние революции у российских границ - в Грузии, на Украине и в Киргизии - все сильнее беспокоят Кремль. Судя по опросу, проведенному на прошлой неделе московской социологической службой Фонд "Общественное мнение", 42% респондентов считают, что у них "есть основания" присоединиться к публичным акциям протеста.
Различные политические силы в настоящее время готовятся к выборам в нижнюю палату российского парламента, Государственную думу, предстоящим в 2007 году. Две постоянно конфликтующие либерально-демократические партии - Союз правых сил (СПС), возглавляемый архитектором приватизации Анатолием Чубайсом, и "Яблоко" во главе с экономистом Григорием Явлинским - проиграли прошлые выборы и были вытеснены на обочину политической жизни президентом Владимиром Путиным. Однако либеральные ценности живы в российском обществе. По данным уважаемого независимого социолога Юрия Левады, около 30% избирателей готовы голосовать за единый демократический список, если таковой появится.
Независимый депутат Думы, либерал Владимир Рыжков активно работает над созданием единой демократической силы. Он рассказал корреспонденту Time о своих планах, касающихся выборов 2007 года
Почему оппозиционные силы раздроблены? На левом фланге Кремль создает фиктивные партии, чтобы расколоть ряды оппозиции. На правом Кремль то вводит, то снимает информационную блокаду, позволяя лидерам СПС и "Яблока" озвучить свои разногласия. У "Яблока" есть основания упрекать СПС в заигрывании с режимом и в том, что Союз правых сил стал партией крупного бизнеса, которой нет дела до народа; у СПС есть основания упрекать "Яблоко" в том, что оно утратило доверие электората. В то же время лидеры обеих партий настолько привыкли к соперничеству, что не торопятся подхватить идею создания объединенной демократической партии. Они предпочитают смотреть в прошлое, а не в будущее.
Какое есть решение для преодоления раскола в демократическом лагере? Новая демократическая партия, которая объединит 30% раздробленного электората, готового поддержать сильный демократический список. Ни одна из множества демократических организаций - ни СПС, ни "Яблоко" - не имеет шансов: рейтинги СПС и "Яблока" составляют 0,5% и 1,3% соответственно, в то время как Путин поднял барьер для получения мест в Думе до 7%. Но сегодня почти невозможно создать совсем новую партию в путинской России. Поэтому мы используем существующую, но небольшую Республиканскую партию России как центр всех демократических сил. В июле мы провели всероссийскую конференцию Республиканской партии, в которой участвовали 180 делегатов из 58 регионов и гости, представляющие другие демократические партии. Все они, за исключением, как обычно, "Яблока", были готовы обсудить наш план объединения.
До выборов осталось не так много времени, это так. И все же мы можем это сделать. Но и при поддержке в 30% нам нелегко будет попасть в Думу. Режим сделает все возможное, чтобы не пустить туда нежелательные элементы.
Каким образом это возможно? В законодательство только что внесли поправки, которые позволят режиму держать выборы под жестким контролем и облегчат фальсификации.
О чем идет речь? Во-первых, отменили одномандатные округа, по которым избиралась половина Думы. Теперь кандидатов можно избирать только по партийным спискам. В июле режим провел через Думу новые поправки: регистрация партия стала вдвое дороже, она стоит не 1 млн долларов, а 2 млн. Представителей СМИ больше не допустят к наблюдению за подсчетом голосов. В целом путинские поправки создают атмосферу недоверия вокруг будущих выборов.
Что происходит далее? Все оппозиционные силы, считающие, что их обманули в случае фальсификации выборов, скорее всего, обратятся к народу. Опыт Грузии, Украины и Киргизии показал, что нет другого способа заставить правительство признаться в своих преступлениях, кроме как вывести граждан на улицы.
Что оппозиционные силы делают сегодня? Требуют честных выборов. Это требование должно стать главным для всей оппозиции, как правой, так и левой. Все прочие соображения должны отойти на второй план.
Но насколько россияне готовы к демократии? Опросы показывают, что подавляющее большинство хочет демократии. Люди хотят честных выборов, свободы слова и оппозиции, они выступают против однопартийной системы и единоличного правления. Российское общество не менее демократично, чем украинское. Однако на Украине народ уже исправил свою политическую систему в соответствии с демократическими нормами, а в России это еще только предстоит. Исчерпав все прочие средства, россияне выйдут на улицы, чтобы добиться этого путем собственной революции.