Реакция России на высылку ее дипломатов из Великобритании была предсказуемой. Однако она не лишена некоторой пикантности: если Москва отказывается от сотрудничества в борьбе с терроризмом, то встает вопрос, а кому, собственно, от этого хуже. Великобритания получит важную информацию в обход, из других европейских источников. И разве не граничит с методами международного терроризма та ситуация, в которой непонятные личности с российским гражданством травят радиоактивным веществом британского подданного? В том, что Россия не готова расследовать это дело, сомнений уже нет. Сотрудничество, можно сказать, и без того парализовано.
После такого как избыточного, так и сенсационного обмена колкостями наступит время вернуть дело Литвиненко и британо-российские отношения к их объективной сути. С делом Литвиненко все просто: улики указывают на его связь с российскими спецслужбами. Похоже, что Россия не готова к серьезному изучению этого следа. Даже если предполагаемых преступников нельзя выдать, их все равно можно было бы преследовать в уголовном порядке - а именно: в правовом государстве под названием Россия.
Что же касается политики, то обе стороны показали, что они понимают основные правила дипломатической эскалации. После паузы, приличествующей ситуации, наступит время деэскалации. Разумеется, трудно себе представить, что перед выборами в России возрастет готовность к диалогу. У Москвы есть много тем, которые она должна выяснять с Великобританией и своими соседями на Западе. Однако сначала ей нужно определиться с собственной ролью в Европе.