Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 июля 2009 г.

Леонардо Коэн | La Repubblica

Журналисты, вызывающие страх у Кремля

Не все российские газеты откликнулись на убийство Натальи Эстемировой, пишет Леонардо Коэн в издании La Repubblica.

Итальянский журналист после известия о смерти правозащитницы Натальи Эстемировой встретился с экспертом "Российской газеты" по Чечне и Кавказу Тимофеем Борисовым, чтобы понять, какие отношения связывают власть и прессу, цензуру и читателей в России. Автору статьи было важно узнать, что стояло за молчанием прессы в первый день после убийства. Борисов предположил, что российские СМИ вместе с читателями уже устали от проблем Северного Кавказа. "Каждый день нас заваливают страшными сообщениями о терактах, смертях и похищениях. Возможно, по этой причине известие о похищении Натальи Эстемировой было проигнорировано, к тому же для многих ее имя ничего не говорило. Она не была такой известной, как Политковская", - высказал предположение Борисов.

Однако же, отмечает итальянский журналист, сообщение о телефонном разговоре чеченского президента Кадырова с председателем "Мемориала" Олегом Орловым, который обвинил Кадырова в причастности к убийству, было распространено через СМИ незамедлительно. Чеченский президент обрушился на правозащитника с критикой и угрозами подать на него в суд за клевету. Вслед за российским президентом Дмитрием Медведевым, который заявил, что будет проведено тщательное расследование убийства правозащитницы и виновные будут наказаны, Кадыров пообещал, что убийцы будут найдены.

В русской традиции, сетует автор статьи, нет места для защитников прав человека, общественность относится к ним предвзято. Вполне вероятно, что пресыщенность информацией о событиях на Кавказе и недоверие к активистам-правозащитникам снизили бдительность журналистов. Этим и вызван тот факт, что в первый день после трагедии с публикацией материалов об убийстве Эстемировой выступил лишь "Коммерсант". Но разве это убедительная версия? Свобода прессы в России все больше сужается. За публикациями о разоблачениях политиков и госчиновников, их связях с мафиозными структурами следуют репрессии для изданий: их либо заставляют замолчать, либо просто закрывают, утверждает журналист. Что касается журналистов на Кавказе, для них писать о произволе или превышении власти означает попасть под прицел кланов, иными словами, обречь себя на верную смерть.

Безусловно, еще есть некоторые "островки независимости", такие как "Коммерсант", который пользуется вниманием властных структур и крупного бизнеса. "Мы сразу же поняли важность того, что произошло, - говорит руководитель политической редакции уважаемого издания Глеб Черкасов. - У нас было время выложить сообщение на первую страницу и статью с цветной фотографией - на четвертую полосу". Но почему же в этот раз, в отличие от убийства Политковской, Кремль выразил величайшее негодование? "У нас в России есть пословица: и зайца можно научить бить в барабан. И власть можно научить тому, как реагировать на подобные события", - ответил Черкасов.

Источник: La Repubblica


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru