России не удается покорить Кавказ, пишет Адриано Софри в статье, напечатанной в газете La Repubblica.
Маленькая Чечня всегда будет оставаться мошкой в глазу у русских. Россия всегда пыталась покорить Чечню. Великие русские писатели Пушкин, Лермонтов и Толстой восхищались гордостью и смелостью чеченцев. Им отдал дань уважения даже националист Солженицын. Но не правители и генералы, сначала русские, потом советские, а потом и снова русские.
На второй чеченской войне (1999-2006) Владимир Путин построил свой успех. Главный проспект в Грозном носит его имя. Достаточно одного геноцида, пишет автор статьи, чтобы уже при жизни занять место в истории и топографии. В Чечне Путин и его марионетка Кадыров действительно добились победы. После стольких лет массовых убийств и ссылок легендарное единство чеченских кланов против русского врага разлетелось на куски, кавказский патриотизм был подменен исламизмом, все больше тяготеющим к иноземным мечетям, и чеченский народ не выдержал. У него за плечами депортация 1944 года, более 200 тысяч умерших за последующие 15 лет, сотни тысяч беженцев и проживающих в изгнании. Но и теперь никто в Чечне не уверен, что доживет до завтра: ни чеченцы, ни русские, ни их дети, как Наталья Эстемирова, дочь чеченца и русской. И все они, граждане России, по сути, ее враги, но они не могут избавиться от России.
Ситуация на Кавказе продолжает оставаться неурегулированной. Помимо Грузии, очаги напряженности сохраняются по обеим сторонам от Чечни, в Дагестане и Ингушетии. России, празднующей свою вновь обретенную мощь, не удается справиться с целым роем "кавказских мошек".