Она не доверяет Западу, требует особых прав и угрожает соседям: Россия сама усложняет партнерам на международной арене поиски нормальных отношений с ней, уверен автор статьи, опубликованной на страницах Die Zeit.
Долгое время в Вашингтоне и некоторых других западных столицах бытовало мнение, что лишь те, кто страдает политической слабохарактерностью, обращают внимание на чувствительность России по некоторым геополитическим вопросам. Но теперь, продолжает Кристоф Бертрам, Москва сама усложняет партнерам на международной арене нормализацию отношений с Россией. "Если Россия требует соблюдения своих интересов - будь то на Украине или на Кавказе - она имеет в виду признание своего господства; если она требует права голоса, речь идет о вето. В международных организациях она также претендует на гарантированные особые права".
В таком контексте вступление России в НАТО или ЕС, которое стало бы шагом на пути объединения континента, пока не рассматривается. Такие решения, как Совет Россия-НАТО или партнерство с ЕС, лишь подчеркивают роль Москвы как аутсайдера, уверен публицист. Москва считает издевательством предложение Евросоюза сотрудничать в рамках европейской программы "Восточное партнерство", которая охватывает шесть бывших республик СССР.
При этом и предложения самой России относительно новых основ для отношений выглядят пока не слишком плодотворными. Автор имеет в виду, прежде всего, предложенный президентом Медведевым план по созданию общеевропейской архитектуры безопасности. "За этим предложением, - поясняет автор, - стоит двоякое намерение: во-первых, наложить вето на расширение НАТО и ЕС, а во-вторых, отгородиться от критических взглядов извне".
Что же может вывести из этого тупика и помочь выстроить новые отношения? - задается вопросом Кристоф Бертрам. Время для новой архитектуры безопасности еще не пришло, уверен он: вместо этого Запад и Россия должны взять в качестве образца Конференцию по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая легла в основу нынешнего ОБСЕ. Эта структура создала прагматическую базу для принятия совместных решений. В рамках подобной структуры любое государство, в том числе и Россия, может высказывать опасения в связи с оборонными вопросами. А пока, резюмирует автор, Запад должен воспринимать всерьез законные геополитические интересы России и искать компромиссы там, где возможно.