Режиссер Анджей Вайда всегда смотрел на жизнь своими собственными глазами и отказывался от деформирующих очков идеологии, пишут Роберто Персико и Анализа Гульельми в материале, напечатанном в издании Tempi.
"Выход на экраны итальянских кинотеатров, после долгих перипетий, "Катыни", фильма об уничтожении польских офицеров советскими войсками в ходе Второй мировой войны, о преступлении, ответственность за которое долгое время возлагалась на немецких нацистов, стал поводом для встречи с Анджеем Вайдой и разговора с ним о кино и о многом другом", - пишет издание.
"До 1989 года фильм "Катынь" был невозможен, потому что согласно официальной версии, навязанной советской стороной, убийство 22 тысяч офицеров польской армии, совершенное в 1940 году в лесах под Катынью, было делом рук немцев. В действительности в Польше все знали, что виновные - русские, и никто не был готов снимать фильм, основывающийся на лжи; таким образом, Катынь в нашей истории оставалась открытой раной. Но почему же тогда мы не сделали фильм сразу после 1989 года? Потому что эта история была как бы заблокирована: если все другие драматические эпизоды Второй мировой войны нашли кого-то, кто рассказал о них, то о Катыни не было ничего. Таким образом, создание сценария было делом долгим и трудным. Я продолжал исследовать всю доступную документацию, особенно дневники женщин, которые, как моя мать, потеряли мужей в этой массовой бойне. Сегодня все то, что можно увидеть в фильме, основано на документах, которые я изучил за годы исследований и поисков", - говорит режиссер.
"У меня всегда в голове была мысль о том, что фильм о Катыни могу и должен сделать именно я, чтобы отдать долг моему отцу и моей матери, чтобы все узнали о массовом убийстве мужчин и о лжи, распространенной в отношении их женщин", - говорит Анджей Вайда.
Отвечая на вопрос о трудностях, связанных с прокатом фильма, Вайда сказал: "Послушайте, в Польше фильм посмотрели более трех миллионов зрителей, я могу сказать, что я этим удовлетворен. Речь идет о фильме, который люди ждали 60 лет. Проблема в том, что права на его распространение за рубежом были переданы польскому государственному телевидению, которое не сделало ничего, чтобы фильм получил достойный прокат: они сочли этот фильм неудобным и не хотели его продвигать. В отчете польского ТВ по компании New Media Distribution, которая должна была организовать прокат фильма одновременно в России и в США, я увидел на полях пометку, сделанную от руки: "Инициатива может провалиться по политическим причинам". В действительности, многие были заинтересованы в том, чтобы фильм не показывали, и во многих странах были дистрибьюторы, которые приобрели фильм, чтобы его никто не увидел. Его показывали лишь в узких кругах, в авангардных кинотеатрах или на просмотрах для специально подготовленной публики. Самым скандальным был показ в России", - говорит польский режиссер.
"В России Сталина любят по сей день. Он все еще занимает верхние позиции в рейтингах самых популярных людей. Но убийство польских офицеров в Катыни - это преступление, которому не может быть оправдания, которое было совершено в нарушение всех военных конвенций, поэтому кое-кто не хочет, чтобы о нем вспоминали", - уверен Вайда.
"Кто же противится показу "Катыни"? Те, кто повлиял на процесс, который привел к скандальному оправданию убийц Анны Политковской?" - задали вопрос корреспонденты издания. "У меня еще не было достаточно времени, чтобы оценить до конца новость, о которой вы говорите. Однако, конечно же, у меня складывается впечатление, что в стране, которая притворяется демократической, вновь появляются политические убийцы, как во времена диктатуры. Этот факт не может не вызывать тревоги", - говорит известный режиссер.
"Между Польшей и бывшим Советским Союзом не может быть нормальных отношений до тех пор, пока не будет сказана правда об этом преступлении. ... Не может быть дружбы между двумя народами, которые не признают совершенных ошибок", - уверен Анджей Вайда.