Жан-Люк Деан, вице-президент Конвента, считает равное отношение ко всем государствам ЕС бессмысленным
Жан-Люк Деан ? европеец до мозга костей. Но этот христианский демократ становится эиоциональным, как только речь заходит о будущей конституции ЕС. Бывшему премьер-министру Бельгии хорошо известны все недочеты брюссельской системы власти. Как вице-президент Конвента он 16 месяцев работал над созданием иного, лучшего фундамента ЕС. 62-летнему фламандцу, возможному преемнику главы Еврокомиссии Романо Проди, не все нравится в проекте конституции.
- Конвент достиг большего, чем два правительственных совещания ЕС. Видимо, Европа слишком важна, чтобы предоставлять это дело дипломатам и чиновникам?
- Европа никогда бы не ушла за 50 лет настолько далеко, если бы не было новых постоянных и сильных импульсов со стороны правительств. Однако вы правы, после окончания холодной войны и, еще больше, с воссоединением Восточной и Западной Европы политическое значение Европы выдвинулось на передний план. Саммит ЕС в Ницце в декабре 2000 года положил конец старым методам классической дипломатии. Они уже не удовлетворяли потребностям, диктуемым новыми политическими реалиями.
- Удалось ли Конвенту создать новые методы?
- Да, конечно. Я мог бы долго и подробно рассказывать, чего недостает нашему компромиссному варианту. Но представители 25 стран разработали очень многообещающую конституцию. Этот результат не замыкается на себе, он не является ? как прежде на правительственном уровне ? лишь наименьшим общим знаменателем. Нет, политическая роль Европы усиливается как внутри ЕС, так и в международном плане.
- Но эта конституция все же имеет большее значение для юристов, чем для граждан Европы.
- Согласен. Но я смею утверждать, что каждый заинтересованный гражданин может разобраться в нашей конституции. Ведь в старых договорах не всегда могли разобраться даже специалисты. А потом: какой немец кладет ночью под подушку свою любимую конституцию?
- Вы в Конвенте пытались укрепить внешнюю политику Европы. Довольны ли вы результатом?
- Это не Европа моей мечты. В том, что касается политики безопасности, мы настаиваем на сотрудничестве на уровне правительств. Конституция только задает рамки, чтобы выстраивать внешнюю политику Европы. Мы должны учиться этому изо дня в день. Только тогда у Европы в отношении кризисов, подобных иракскому, будет одно мнение. Мы не ожидаем никаких чудес, возможно, по-настоящему единой европейская внешняя политика станет только через 50 лет. Но маленькие шаги ? это лучше, чем совсем никаких.
- Насчет 50 лет, это серьезно?
- Возможно, понадобится лет 20 или 30 ? я не знаю! К евро мы тоже шли почти 50 лет.
- Почему же не сделано больше?
- Потому что некоторые страны не хотели этого. В последние годы мы питали иллюзию, что все государства ЕС равны. Маленькие страны требуют равного представительства в брюссельских институтах. Это ни к чему, такого не было никогда ? например, большие государства до сих пор имеют двух комиссаров, а не одного. На отдаленную перспективу эта иллюзия равенства подрывает доверие к Брюсселю и его дееспособность.
- Что же предлагаете вы, политик из маленькой страны?
- Нам нужна небольшая и сильная Еврокомиссия. В ней должно быть по одному представителю от всех крупных государств, а представители маленьких стран будут сменяться по принципу ротации. Примерно тот же принцип действует в ООН.
- Это было бы ужасно для маленьких стран.
- То, чего требуют эти страны, парадоксально: они требуют равенства, и тем самым ослабляют то, что они якобы защищают, ? суть единой политики.