Уничтожив в субботу в Аргуне молодого чеченского командира Абдул-Халима Сайдулаева, возглавлявшего сепаратистское восстание после убийства в марте 2005 года Аслана Масхадова, Россия может прибавить к своим охотничьим трофеям уже четвертого подпольного "президента" независимой Чечни (Ичкерии). Но до полной победы, которую Путин обещал семь лет назад, еще далеко: об этом свидетельствуют чуть ли не ежедневные стычки, в которые приходится вступать российским войскам в Чечне и в других кавказских республиках.
Труп Сайдулаева был показан по российскому телевидению лежащим на земле и практически обнаженным. Местный пророссийский премьер-министр Рамзан Кадыров красовался перед журналистами в военной форме, желая показать, что и он участвовал в спецоперации - судя по всему, проведенной ФСБ. Как и в прошлом году после ликвидации Масхадова, зрелище было жестоким: тело было показано распростертым на земле, в луже крови, со спущенными брюками. Словно кто-то хотел отомстить трупу, унизив его.
Когда в 1996 году убили бывшего генерала Советской армии Джохара Дудаева, в 1991 году провозгласившего независимость Чечни, а в 1994-1996 годах возглавлявшего первую войну против России, его тело по телевидению не показали. Сразу же возник миф, будто он выжил и скрылся за границей...
Не могли российские власти показать и труп Зелимхана Яндарбиева, исполнявшего президентские обязанности в 1997 году: он был ликвидирован за границей в ходе операции, проведенной российскими спецслужбами в Катаре в 2004 году.
Но в марте прошлого года они отыгрались на президенте Масхадове, тело которого так и не было выдано родственникам. Его смерть в свое время изображали как "успех" российский войск. Но, по сообщениям некоторых источников, бывшего президента заманили в ловушку под предлогом переговоров и западного посредничества.
Сегодня те, кто убил Сайдулаева, тоже говорят о крупном "успехе" Владимира Путина и его опоры в Чечне Рамзана Кадырова, который в среду с большой помпой отметил 100 дней своего пребывания на посту премьер-министра. Эту точку зрения разделяет член российского общества "Мемориал" Александр Черкасов, убежденный в том, что легитимность повстанческих лидеров будет "убывать". "В Чечне есть лидер - Кадыров. Это факт", - говорит он. Журналистка Юлия Латынина также отмечает укрепление позиций Кадырова, милиция которого (набранная из бывших повстанцев) показывает себя как самое "эффективное" оружие с борьбе с партизанами - даже по признанию самого Путина.
Но другие наблюдатели скептически оценивают способность Кадырова задушить чеченскую герилью, на которую почти не повлияла даже гибель Масхадова. "В случае крупного столкновения кадыровские милиционеры вернутся в прежний лагерь, так как душой они по-прежнему на стороне сопротивления", - считает чеченский историк Майрбек Вачагаев, который в свое время был пресс-секретарем Масхадова. Он "совершенно не согласен с идеей о том, что сопротивление идет на спад", так как с приходом нового поколения полевых командиров русским будет "труднее просчитывать их реакцию". "Это не Масхадов, который был для них как открытая книга".
"Человек, стремившийся к консенсусу". По мнению Вачагаева, смерть Сайдулаева стала тяжелым ударом для сопротивления, так как "этот человек, стремившийся к консенсусу, сумел создать настоящий кавказский фронт, в который входили группы в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Дагестане. Такого не было со времен союза северокавказских народов, созданного в 1785 году Мансуром".
Кроме того, судя по всему, именно Сайдулаев убедил Шамиля Басаева отказаться от терактов против мирного населения. С его смертью Басаев "может снова почувствовать руки развязанными", утверждает журналист Андрей Бабицкий.
Это тем более вероятно, что "вице-президент Ичкерии" Доку Умаров, занявший место Сайдулаева, является опытным полевым командиром, чьи стратегические концепции близки к концепциям Басаева. На его счету - неоднократные обвинения в похищениях людей в корыстных целях. В интервью, недавно опубликованном сепаратистским сайтом Kavkazcenter.ru, Доку Умаров заявил, что повстанцы "больше не предложат России мир" и могут "в любое время провести крупную боевую операцию"...