Эти стихи были бы не более чем эротическими, хотя и талантливыми откровениями плодовитого поэта и лауреата Нобелевской премии, если бы не тот факт, что он в них, как выясняется, повествует о своих любовных приключениях с несколькими монахинями. Однако теперь, когда испанская издательская компания решила, что пришло время опубликовать эротические вирши Хуана Рамона Хименеса, оскорбленный до глубины души монашеский орден требует запретить его стихи.
Хименес, получивший в 1956 году, за два года до своей смерти, Нобелевскую премию по литературе, предположительно, был вовлечен в романтические отношения по крайней мере с тремя монахинями из монастыря Святого Розария. Эти три монахини работали в санатории под надзором монашеского ордена в Мадриде, где молодой поэт провел два года в начале прошлого века. Позднее он рассказывал о 1901-1903 годах, когда он по рекомендации врача находился под попечением монахинь, как о "самом счастливом времени" в его жизни.
Хименес в 20 лет, когда он находился в санатории, судя по всему, получал даже слишком много удовольствия. В конце концов, мать-настоятельница его выгнала, отправив перед этим двух своих послушниц в монастырь в Барселоне.
Теперь серия стихотворений, которые он отказывался публиковать при жизни, чтобы не шокировать свою будущую жену, помогают объяснить, почему он был так счастлив. "Эти стихотворения многих удивили своей эротичностью и чувственностью, - говорит редактор Хосе Антонио Эспозито. - Это не типичный Хуан Рамон Хименес".
Выход в свет "Книги любви", в которую включены 25 прежде не публиковавшихся стихотворений, спровоцировал яростные письма от представителей ордена Святого Розария, писала вчера газета El País.
Женщинами, которых Хименес покорил или, в крайнем случае, о которых он фантазировал, были, судя по всему, сестра Амалия Мурилло, сестра Филомена и, предмет самой сильной страсти, сестра Пилар Руберте.
"Они были молоды, как и он, - говорит Эспозито, который признает, что невозможно уверенно отделить фантазию от реальности. - Мы не можем точно сказать, какие отношения их связывали".
Хименес, чей невротический страх внезапной смерти означал, что он постоянно нуждался в непосредственной близости врачей, находился в санатории на положении привилегированного гостя. Он прибыл туда после того, как внезапно покинул психиатрическую клинику во Франции, где он жил в доме директора, и после того, как между ним и его будущей женой - которая также фигурирует в его стихах - начался бурный роман.
Хименес, написавший более 3600 стихотворений, в 1913 году отправил эротические произведения в типографию, но потом вернул их после того, как его будущая жена Зенобия Кампруби выразила недовольство в связи с предыдущей, гораздо более невинной книгой стихов.
"Она сказала, что это подает не слишком хороший пример подрастающему поколению, - говорит Эспозито. - Он также должен был принимать во внимание ее мать, которая была очень консервативной".
Три стихотворения Хуана Рамона Хименеса
"Сестра! Мы скинули свои пламенные тела
В бесконечном и безумном порыве...
Была осень и светило солнце - ты помнишь?
В белом великолепии нашей кельи возникала сладкая печаль".
"Сестра Пилар, так ли еще черны твои глаза?
Так ли красны и свежи твои губы?
А груди?
Помнишь ли ты, как ты входила в мою комнату поздней ночью
И взывала ко мне как мать, отчитывала меня как ребенка?"
"Когда она скрылась в безумном вихре складок,
Бежав от безудержной силы моего желания,
Она пряталась в углу, как кошка...
Но ее ногти были слаще моих поцелуев".