К концу второго президентского срока Владимира Путина большинство крупных предприятий страны поставлено под контроль
Дело ЮКОСа стало переломным моментом в российской истории. Разрушив образцовый концерн, Кремль создал прецедент. Высокие цены на нефть и дальше поддерживают рост экономики на уровне более чем 6% и продолжают скрывать, что этот шаг нанес существенный урон российской экономике и инвестиционной конъюнктуре.
Кто задает тон
В любом случае, план Кремля удался: к концу второго президентского срока Владимира Путина компании боятся органов исполнительной власти, государство в значительной степени контролирует крупные концерны, а государственные предприятия контролируют примерно 40% экономики; на их все возрастающую лавину долгов приходится больше половины инвестиций, и они задают тон в экономике.
Согласно только что опубликованному исследованию Центра политической конъюнктуры России, у крупного российского бизнеса больше нет собственных политических проектов, вместо этого на всех уровнях он ищет компромисс с государственной властью. В ситуации, когда свою роль утратили профсоюзы и торгово-промышленные палаты, инициатива в экономике перешла к концернам, подконтрольным государству. Авторы исследования выделили внутри политической номенклатуры семь больших групп, все они лояльны и все имеют возможность оказывать серьезное финансово-политическое влияние.
Силовые блоки
Первый мегаблок - это газовый монополист "Газпром", контролируемый вице-премьером и потенциальным преемником Путина Дмитрием Медведевым. К этому блоку, который обладает важными средствами массовой информации, примыкают также министр природных ресурсов Юрий Трутнев и прокурор Юрий Чайка, тесно связанный с антимонопольным ведомством. Считается весьма вероятным, что частный нефтяной концерн ТНК-ВР передаст в руки "Газпрома" контроль над гигантским Ковыктинским месторождением.
Второй силовой блок образовался вокруг государственной компании "Роснефть", ставшей тем временем крупнейшей нефтяной компанией страны за счет присоединения большинства активов ЮКОСа. Последнее слово в ней имеет заместитель главы кремлевской администрации Игорь Сечин, который, в свою очередь, может рассчитывать на главу спецслужб Николая Патрушева и сотрудничество с российскими таможенными и налоговыми органами.
Финансовую базу для следующей группы доверенных лиц Путина, которые также владеют несколькими средствами массовой информации, предоставляют Банк России и нефтяной концерн "Сургутнефтегаз".
Четвертый блок с 1,3 млн подчиненных возглавляет начальник "Российских железных дорог" Владимир Якунин. Пятый блок образует оборонный сектор, к которому частично относятся также автомобилестроение и машиностроение.
Лояльные и богатые россияне
Лишь шестая и седьмая влиятельные финансово-политические группы представлены частными собственниками - двумя самыми богатыми российскими олигархами, Романом Абрамовичем и Олегом Дерипаской. Они демонстрируют свою лояльность участием в престижных для государства проектах, например, поддерживая амбиции Сочи на проведение там в 2014 году Олимпийских игр.
Согласно вышеуказанному исследованию, все семь групп считаются ресурсными центрами, согласованные действия которых гарантируют спокойную смену власти и стабильность. Чему они при этом препятствуют, так это необходимой демонополизации российской экономики. Несмотря на замечательные антимонопольные законы, соответствующее ведомство сломало себе зубы о концерны, и ему не остается ничего другого, как бессильно взирать на продолжающуюся монополизацию экономики.
Как установил союз предпринимателей "Деловая Россия", 80% российского ВВП являются результатом деятельности всего 500 фирм, тогда как в 2003 году их еще было 1200. Монополизация продолжается, и вышеназванные семь блоков вынашивают большие коммерческие планы.