После частного концерта, стоившего 2 млн долларов одному российскому миллиардеру, Джордж Майкл заявил, что надеется повторять этот опыт достаточно часто, чтобы отменить гастроли и бесплатно распространять свои новые песни.
В несущей убытки индустрии звукозаписи другие звезды могут теперь помечтать о новых карьерных перспективах - так щедро обладатели крупных состояний и предприятия оплачивают их услуги. Многие эстрадные певцы и бунтовщики-рокеры поддаются искушению.
Этот феномен стар, как шоу-бизнес, и очень давно существует в мире классической музыки, но сейчас, похоже, он приобретает небывалый размах. "Сначала была мода на арабских принцев, которые тайно могли позволить себе купить таких звезд, как Селин Дион, Марайя Керри или Дайяна Росс, - рассказывает Анжело Копе, один из руководителей продюсерской компании Nous Productions. - Сегодня в Индии, Китае и России появилось молодое поколение миллиардеров-потребителей поп-музыки, которые могут себе позволить потратить колоссальные суммы, чтобы удовлетворить собственные капризы или произвести впечатление на партнеров".
В России олигархи, похоже, готовы на все. Самый знаменитый из них - Роман Абрамович. Владелец английского футбольного клуба "Челси" 12 июня заплатил больше 1,5 млн евро за выступление Эми Уайнхаус перед двумя сотнями гостей по случаю открытия в Москве его художественной галереи. За несколько месяцев до этого он в честь 16-летия своей дочери организовал вечеринку в лондонском клубе с безалкогольными коктейлями и выступлением двух модных сейчас групп - английской Klaxons и бразильской CSS.
Другие примеры у русских: 2,5 млн евро за концерт Шакиры и Кристины Агилеры на свадьбе банкира Андрея Мельниченко или 5,2 млн евро, которые должен получить Элтон Джон за выступление в 2009 году на свадьбе другого местного богача. Сам президент России Дмитрий Медведев, известный поклонник хард-рока, в феврале пригласил Deep Purple и Тину Тернер выступить в Кремле по случаю 15-летия "Газпрома". Музыканты получили примерно по 1,5 млн евро каждый. Рекорд принадлежит Rolling Stones, получившим в 2007 году 6 млн евро за частный концерт в США. Идолы рока и раньше пели - за 5 млн евро - на 60-летии одного техасского миллиардера.
Во Франции Каннский фестиваль, Гран-при Формулы-1 в Монако и миграции знаменитостей в направлении Сен-Тропе являются отличным поводом для частных концертов. Некоторые до сих пор с волнением вспоминают выступления звезды рэпа Снуп Дога на яхте пакистанского миллиардера или на сказочных виллах с красивыми девушками и шампанским.
Французы тоже совершают музыкальные безумства. Как, например, глава финансовой группы Carmignac gestion, фанат Лу Рида, устроивший 21 января в Театре на Елисейских полях для 500 гостей концерт своего кумира. В 2007 году один адвокат "купил" себе популярного поп-исполнителя Мику (Mika) за якобы астрономическую сумму.
В США существуют компании, специализирующиеся на организации частных концертов. "Их певцы спокойно хвастают этим, тогда как французы часто стыдятся этих денег и опасаются за свою репутацию", - говорит Сирил Приер, менеджер Патрисии Каас, дающей частные концерты уже пятнадцать лет, главным образом, в Германии и России.
Продюсеры и агенты предпочитают умалчивать о гонорарах - наличность передается тайком. Но установленные тарифы - примерно в 2-4 раза выше, чем за публичные концерты. Генеральный директор специализированной американской компании Booking Entertainment Стив Айнциг перечисляет многочисленные преимущества подобных выступлений: "Эти концерты позволяют артистам получить максимальный доход, минимально напрягаясь. Они играют в основном в красивых местах, им не нужно беспокоиться о количестве проданных билетов, выступление сводится к маленькому best of. После концерта - несколько фотографий".
Сирил Приер называет еще один плюс: "Из-за кризиса индустрии звукозаписи важно найти другие источники доходов, помимо продажи дисков и гастролей".
Также по теме:
Пол Маккартни - безошибочный выбор для Украины (The Times)
Знаменитая скрипка зазвучала вновь - для московской элиты (The Guardian)