Темой данной статьи, напечатанной в газете Die Welt, стало эссе двух российских социологов, Льва Гудкова и Виктора Заславского, которое является продолжением совместного проекта Центра Левады и римского университета LUISS Guido Carli.
Гудков и Заславский, пишет автор публикации Соня Марголина, различают две фазы посткоммунистической трансформации России. К первой относятся перестройка, распад Советского Союза, приватизация промышленности и демократические реформы. Вторая, "фаза реставрации", начинается со второй половины 90-х и достигает своего расцвета с приходом к власти Путина, "который консолидирует авторитарный режим и расставляет во главе государственных институтов силовиков".
Автор статьи излагает основные тезисы социологов: рыночные реформы в России были побочным продуктом процесса распада и системного кризиса. Они наталкивались на сопротивление советской номенклатуры, хотя от приватизации более других выиграла именно номенклатура. В России в отличие, например, от Польши не было ни конкретного плана движения вперед, ни гражданского общества, ни прозападной элиты, но, прежде всего, мобилизации общественного мнения за "возвращение" в Европу.
Гудков и Заславский наглядно демонстрируют разницу между шоковой терапией в Восточной Европе и рыночными реформами в России, где удалось предотвратить массовую безработицу, однако ценою отказа от модернизации экономики.
Касаясь роли Бориса Ельцина, социологи отмечают, что ради сохранения власти он заручился поддержкой аппарата подавления. В результате во главе государства оказался офицер КГБ Владимир Путин, который "перераспределил в пользу корпорации силовиков не только власть, но и приватизируемое имущество". Шаг за шагом они лишили власти олигархов и унифицировали средства массовой информации. Рост экономики, подпитываемый растущими ценами на сырьевые ресурсы, который начался еще до кризиса 1998 года, а также вторая чеченская война сцементировали путинскую систему, которая отличается "отсутствием норм правового государства и контролем над средствами массовой информации при коррупции африканского масштаба".
Авторы эссе, пишет Марголина, с сожалением отмечают, что большинство россиян все еще остаются советскими людьми, но в то же время упрекают Запад в неспособности противостоять путинскому тоталитаризму. Однако она полагает, что нужно остановиться на чем-то одном: либо неспособны русские, либо во всем виноват Запад.