Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
20 марта 2000 г.

Селестин Болен | The New York Times

Лакмусовая бумажка Путина: перестановки внутри Кремля

Своим переизбранием на пост президента в 1996 году Борис Ельцин был в значительной степени обязан так называемым олигархам - группе российских мультимиллионеров (банкиров, нефтяных и медиамагнатов) - которые, в свою очередь, получили богатство и влияние благодаря Ельцину.

Этот тесный и уютный круг успешно отстаивал интересы определенных лиц в России до 31 декабря. В этот день Ельцин внезапно ушел в отставку и власть перешла к Владимиру Путину, который, скорее всего, одержит победу на предстоящих президентских выборах.

Сейчас эксперты задают вопрос, будет ли Путин своей победой обязан той же группе олигархов.

Нажив богатство, скупая по-дешевке государственную собственность - в основном благодаря связям в Кремле - большинство российских олигархов выжили после разрушительного финансового кризиса августа 1998 года, цинично манипулируя оставшейся у них собственностью.

Некоторые узаконили свою деятельность. Другие бросились приобретать новую собственность, о чем свидетельствует недавняя сделка с российскими алюминиевыми предприятиями. Однако теперь, когда в Кремле наступает новая эра, почти все ждут, что предпримет Путин - бывший агент КГБ, пообещавший навести в России порядок и посадить всех преступников в тюрьму.

Для российских бизнесменов и иностранных инвесторов отношение Путина к олигархам будет служить лакмусовой бумажкой, по которой можно судить, намерен ли он выполнить свои обещания и установить в стране власть закона, с равными для всех условиями и возможностями.

Для российских избирателей, многие из которых живут в нищете и страданиях, то, как Путин будет строить отношения с такими фигурами, как Борис Березовский (он наиболее известный среди олигархов), явится свидетельством нового отношения российского лидера к так называемой Семье.

По данному вопросу - как и по многим другим - Путин выступил с многообещающими заявлениями. В ходе нынешней предвыборной кампании он пообещал избирателям, что такого класса, как олигархи, больше существовать не будет. В конце прошлого месяца он заявил своим сторонникам: "Необходимо исключить возможность, чтобы кто-либо использовал власть в своих собственных целях". Он высказался также - хотя и довольно расплывчато - в поддержку принятия долгожданного налогового кодекса.

Однако, если судить по делам, а не словам, Путин пока не раскрыл свои карты. И это вызывает разочарование у тех, кто ожидал, что он начнет с принятия жестких мер против фаворитов эпохи Ельцина.

"К сожалению, мои собственные надежды на то, что он дистанцируется от них, не оправдались",- говорит известная российская журналистка Евгения Альбац.

По словам Альбац и некоторых других, признаки продолжающихся отношений Путина с ближайшим окружением Ельцина, хотя и не бросаются в глаза, но весьма убедительны. Главным образом они свидетельствуют о том, что Путин поддерживает отношения с главой президентской администрации Александром Волошиным и одним из его предшественников Валентином Юмашевым (оба они входят в состав "Семьи" и, по имеющимся сведениям, принимают активное участие в избирательной кампании Путина).

"Он оставил на своих местах тех же привратников Юмашева и Волошина, а мы знаем, что они тесно связаны с Березовским",- подчеркивает Альбац. По имеющимся сообщениям, дочь Ельцина Татьяна Дьяченко тоже принимает участие в избирательной кампании Путина.

Первым указом Путина на посту исполняющего обязанности президента стало предоставление иммунитета Ельцину и материальной помощи - квартиры, машины, специального медобслуживания - для членов его семьи. Вскоре после этого он снял Дьяченко с поста кремлевского советника, однако оставил на прежней должности Волошина. Он понизил в должности первого вице-премьера Николая Аксененко, по общему мнению являющегося фаворитом "Семьи", однако оставил его в правительстве в качестве главы МПС.

"До нас доходят слухи, что он пообещал Волошину оставить его еще на год на своем посту. Если Путин это сделает, - это будет означать, что Семья по-прежнему держит все в своих руках",- считает Игорь Малашенко, президент НТВ-холдинга, части медиа-группы, контролируемой Владимиром Гусинским - другого олигарха, который вот уже больше года находится в состоянии войны с Кремлем и Березовским.

По мнению Малашенко и других лиц, назначение Михаила Касьянова - который в качестве первого вице-премьера сейчас возглавляет правительство и которого в российской прессе связывают с членами клана Березовского, может являться еще одним признаком зависимости Путина от этой клики.

"Если Путин назначит Касьянова новым премьер-министром,- заявила старший эксперт фонда Карнеги Лилия Шевцова на недавней конференции,- это будет означать, что Путин не может действовать независимо, что он не может освободиться от влияния некоторых важных и очень влиятельных групп, которые все еще продолжают править Россией".

Дела российских олигархов давно стали своего рода мыльной оперой для российской прессы, которая регулярно публикует материалы об их отношениях между собой. Недавнее противоборство в алюминиевой промышленности было изображено как столкновение между двумя кланами - Бориса Березовского и Романа Абрамовича, с одной стороны, и Олега Дерипаски (алюминиевого магната и союзника почетного олигарха главы РАО ЕЭС Анатолия Чубайса), с другой.

Согласно сведениям экспертов по вопросам инвестиций, действуя через 24 оффшорные компании, Березовский и Абрамович прибрали к рукам 60-70% российской алюминиевой промышленности.

Путин ничего не сделал, чтобы предотвратить эти сделки с собственностью, но и не выказал расположения ни одной из сторон. Хотя Путин и Чубайс давно знакомы по Санкт-Петербургу, Путин явно холоден к своему старому коллеге.

"Тем самым он пытается дистанцироваться от олигархов, занять позицию над их схваткой,- говорит Шевцова о молчании Путина. - Вероятно, он знал об этой сделке, но воспринял ее довольно спокойно, поскольку у него не было достаточно власти, чтобы ее предотвратить".

Во многих отношениях изображенные в СМИ битвы олигархов отражают сражения, разгорающиеся вокруг самих СМИ, где политическое влияние олигархов ощущается наиболее остро.

Благодаря контролю над ОРТ - крупнейшим и имеющим наибольшую аудиторию российским телеканалом - Березовский часто оказывался для Кремля важным, даже ключевым союзником. Особенно это проявилось в преддверии недавних парламентских выборов, когда в некоторых программах, выходящих на ОРТ в прайм-тайм, безжалостно, но успешно громили Примакова и Лужкова.

Президентская кампания избавлена от подобных злобных нападок, хотя НТВ - флагман империи Гусинского - критикует Путина, в частности за войну в Чечне. В ответ Путин отказывается давать интервью НТВ или другим СМИ, входящим в империю Гусинского.

Недавнее сообщение о том, что частоты, на которых вещает ОРТ, в мае будут выставлены на аукцион, рассматривается как попытка указать Березовскому его место. "Березовский - это человек, от которого можно всего ожидать, а ОРТ - огромная пропагандистская машина,- заявил Малашенко. - Я очень сомневаюсь, что он согласится быть от нее оторванным, однако его продолжают держать в подвешенном состоянии. Это означает, что до конца мая он должен продемонстрировать свою лояльность".

Некоторые эксперты, такие как Шевцова, считают, что главным образом о намерениях Путина можно будет судить по тому, решится ли он продолжить расследование в отношении Березовского и других лиц, прерванное год назад, после временного отстранения Кремлем от должности генерального прокурора России Скуратова.

Другие сомневаются, что в первые месяцы пребывания в должности президента Путин будет готов взяться за столь влиятельного противника и команду, которая обеспечила ему резкий взлет популярности. По общему мнению, именно Березовский, Волошин и другие из числа президентского окружения разработали стратегию, которая позволила пропутинскому "Единству" одержать победу на парламентских выборах. Многие эксперты полагают, что именно эта победа побудила Ельцина оставить свой пост за полгода до истечения мандата.

Бывший министр финансов и президент Альфа-банка Петр Авен (он поддерживает Путина) считает, что теснота отношений между олигархами и кремлевскими официальными лицами преувеличена и что - несмотря на привычку некоторых кремлевских деятелей проводить отдых в Европе вместе с избранными бизнесменами - именно представители различных министерств поддаются давлению олигархов.

Авен полагает, что сам Путин ни от кого не зависит и таким останется впредь. К примеру, в нынешней предвыборной кампании Путин не столь зависит от частных спонсоров, как Ельцин в 1996 году. Сейчас Путин практически не ведет рекламной кампании.

И к Авену в настоящее время - в отличие от 1996 года - никто не обращается с просьбой выделить средства на предвыборную кампанию. "Они в этом не нуждаются",- скривился он.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru