Администрация Буша права в том, что необходимо создать ПРО для Соединенных Штатов и их союзников. Необходимость такой системы связана с постепенным распространением ракет дальнего радиуса действия, а совершенствование технологии вскоре может привести к тому, что у многих государств появятся ограниченные ядерные возможности. К тому же, в связи с окончанием холодной войны Москве и Вашингтону больше не нужно придерживаться Договора по ПРО 1972 г. для того, чтобы сдерживать остатки своего ядерного соперничества.
Об этом президент Буш сказал британскому премьер-министру Тони Блэру, а Госсекретарь Колину Пауэллу - скептически настроенному министру иностранных дел России Игорю Иванову. Однако ни Буш, ни Пауэлл не сообщили подробностей. А Пауэлл даже добавил: "Работа над концепцией и программой еще не завершена".
Достаточно честно. Однако очень важно создавать НПРО надлежащим образом. Плохая национальная противоракетная оборона может быть хуже, чем никакая.
В ходе работы над ПРО администрации Буша следует не забывать о нескольких ключевых критериях. Во-первых, НПРО должна работать не только в режиме испытаний - она должна уметь противостоять противнику, который пытается ее разрушить. Во-вторых, она должна быть США по средствам, причем необходимо принять во внимание различные расходные статьи Пентагона и необходимость совершенствовать другие виды обороны, противостоящие таким угрозам, как "бомбы в чемоданах" или крылатые ракеты. В-третьих, она должна защищать не только США и их союзников. В противном случае саддамы хусейны будут шантажировать нас, угрожая Парижу или Праге, а не Вашингтону или Атланте.
И наконец, несмотря на то, что мы не должны давать России и Китаю право вето в отношении разворачивания ПРО, мы должны предвидеть их вероятную реакцию. Иначе США и их союзники могут оказать не в более, а в менее безопасном положении.
Например, Россия может сорвать двустороннюю программу Нанн-Лугар по сокращению и обеспечению безопасности своих пугающе разваливающихся ядерных вооружений - на том основании, что США начинает новый виток гонки ядерных вооружений, а посему им нельзя доверять информацию о местонахождении российских ядерных мощностей.
В этом случае лекарство в виде НПРО может оказаться хуже болезни, поскольку бесконтрольные российские атомные бомбы представляют намного большую угрозу безопасности США, чем северокорейские и иранские межконтинентальные баллистические ракеты. Россия и Китай могут активизировать свои усилия по помощи "государствам-изгоям" (которые теперь называют "государствами, вызывающими озабоченность"), стремящимся усовершенствовать свои ракетные силы, чтобы таким образом ответить на ПРО США, план создания которой они считают враждебным.
Есть способы выполнить все эти требования. Для этого небоходимо пойти немного дальше диалога глухих, который сейчас ведут сторонники и противники НПРО.
В стратегическом плане США должны признать, что имеет смысл создавать лишь ограниченную ПРО, предназначенную для защиты от небольших экстремистских государств. Любая попытка создать большую ПРО, способную нанести поражение российским или даже китайским вооруженным силам, приведет к проигрышу в военном смысле, и очень сильно ухудшит отношения с этими странами, сведя на нет международные усилия по сдерживанию распространения ядерных вооружений.
В техническом плане США и их союзники должны сконцентрировать свои усилия на так называемой системе перехвата ракет на разгонном участке траектории, позволяющей уничтожать ракеты противника в самом начале их полета. Такая система могла бы лучше противостоять ложным ракетам и другим контрмерам, которые противники, несомненно, попытаются разработать для преодоления НПРО. Кроме того, США и их союзники должны убедить Россию и Китай в том, что американская НПРО не сможет уничтожать их ракеты. Поскольку система перехвата ракет на разгонном участке предназначена для уничтожения ракет вскоре после их запуска, эта система должна располагаться неподалеку от места запуска. Это значит, что межконтинентальные баллистические ракеты, расположенные по периметру России и Китая, не могут быть перехвачены подобной системой, если только она не будет размещена в космосе, что в любом случае не будет возможно с технической точки зрения в ближайшие 15-20 лет.
И наконец, администрации Буша не стоит торопиться. В ближайшие несколько месяцев оно должна дать ясно понять, что намерена разворачивать ПРО определенного типа для себя и союзников, искать международную поддержку своей позиции, принимать советы союзников по вопросу о том, какую оборону лучше создавать, и избегать каких-либо решений, противоречащих договорам.
Идея некоторых консерваторов о том, что договор по ПРО необходимо расторгнуть как можно скорее, плоха. Она вызовет яростную международную реакцию, но никак не поможет ускорить процесс развертывания ПРО. В частности, администрация Буша должна противостоять любым попыткам разрешить строительство радара на Алеутских островах в этом году.
Оборонительная система, отвечающая этим критериям, не должна нарушать вписанный в договор по ПРО лимит на 200 ракет-перехватчиков. Даже если у этой системы будут ограниченные резервные возможности, как предусмотрено в концепции, разработанной администрацией Клинтона, но при этом она будет размещена не на Аляске, а в Северной Дакоте, и в ней будет не больше 25-50 перехватчиков, общая стоимость составит не более $30-35 млрд. Это дорого, но значительно дешевле, чем стоимость системы, предложенной Клинтоном, и наверное, раза в четыре дешевле системы, предложенной бывшим президентом Бушем. Кроме того, такая система смогла бы защищать и наших союзников. Именно этот план Буш и Пауэлл должны попытаться продать блэрам и ивановым.