Монополии конкурирующих компаний Boeing и Airbus начинают угрожать Китай и Россия, так как обе страны ищут пути на рынок, который в два ближайших десятилетия, по прогнозам, будет оцениваться в 2,6 триллионов долларов.
Китай в минувшие выходные заявил, что инвестирует 7 млрд долларов в строительство гражданского самолета и собирается конкурировать с предложениями американской компании Boeing и европейской Airbus.
Россия тоже планирует реанимировать свою аэрокосмическую отрасль и побуждает западные компании инвестировать в нее.
Древние "Ту" и другие самолеты российского производства, которые летают в обеих странах, необходимо заменить, прежде чем они упадут с неба, но ни Кремль, ни Пекин не хотят отдавать миллиарды долларов Boeing или Airbus, не попытавшись поставить на ноги собственное самолетостроение.
Обеим странам грозят огромные преграды при входе на этот рынок, так как разработка каждого типа самолета стоит до 10 млрд долларов. Им также придется преодолевать предубеждение, которое вызывает лейбл "сделано в России" или "сделано в Китае".
У Boeing и Airbus ушли десятилетия на совершенствование показателей безопасности, и теперь их самолеты безопаснее и надежнее, чем когда-либо. Учитывая репутацию китайских и российских производителей в плане контроля качества, неизбежны вопросы о том, захотят ли пассажиры летать на самолетах, построенных в этих странах.
Риски могут стоить инвестиций, если даже какой-либо из этих стран удастся прорваться на привлекательный рынок, где монопольно властвуют Boeing и Airbus. Но, даже если самолет китайского производства будет продаваться только внутри страны, потенциал тут огромен: по оценкам Airbus, рынок новых самолетов в Китае достигнет 350 млрд долларов к 2025 году. Российская отрасль может подобраться к отметке 70 млрд долларов.
По одной из версий, китайские производители могут пойти по пути отечественной автомобильной отрасли, которая использует старые проекты для создания дешевых продуктов, хорошо продающихся на внутреннем рынке и в развивающихся странах. Это может создать двухуровневую индустрию, когда богатые пассажиры будут летать на Boeing или Airbus, а менее состоятельные - пользоваться российскими или китайскими самолетами.
Китай уже планирует выход на рынок региональных самолетов - машин вместимостью менее 100 мест. Ожидается, что Корпорация китайской авиационной промышленности в будущем году запустит в серию самолет этого класса ARJ21, тогда как российская фирма "Сухой" разрабатывает аналогичный Superjet 100.
Объявление Китая, что он будет строить самолет на 150 мест и более, - это первый шаг иностранцев на территорию, где господствуют Boeing и Airbus. Это будет особенно неприятной новостью для концерна Airbus, который строит сборочный завод в Китае, чтобы укрепить свои позиции в этой стране. Россия пока ограничилась покупкой акций EADS, головной компании Airbus, но Кремль проводит слияние множества компаний в Объединенную авиастроительную корпорацию и, когда оно будет завершено, может попытаться возродить свою аэрокосмическую отрасль.
Полетные планы
"Сухой" (Россия). Компания славится истребителями "Су" и в настоящее время создает Superjet 100.
Объединенная авиастроительная корпорация (Россия). Объединение многих громких имен российской аэрокосмической отрасли, включая компании "Туполев", "Иркут" и КБ им. Микояна, производящее МиГ.
Китайская авиационная корпорация (Китай). Строит региональный самолет ARJ21.