Размышляя над тем, как повысить творческий потенциал сотрудников фирмы, как добиться того, чтобы новые служащие быстрее адаптировались к рабочей обстановке, лучше знали историю фирмы и проникались ее духом, а главное, никогда не захотели ее покинуть, японские компании решили провести новый кадровый эксперимент: они будут принимать на работу учащихся старших классов средней школы.
"Мы хотим только одного ? чтобы молодежь оставалась с нами", - говорит Хисао Имадзу, исполнительный директор торговой фирмы "Кани дораку".
Для многих школьников, которые придут в компании, их новая работа будет своеобразным продолжением школьных занятий. Но со временем это рабочее место станет для них тем реальным миром, который ожидает их в недалеком будущем.
Компании стараются создать своим сотрудникам условия для творческого подхода к работе, но в последнее время многие молодые специалисты почему-то сторонятся новых идей. Поэтому фирмы решили изменить традиционную тактику и объявили набор кадров среди учащихся средних школ, которые должны их окончить уже через несколько лет.
Фирмы будут периодически приглашать родителей, чтобы они знали, как и в каких условиях работает их ребенок, а также будут посылать родителям письма с сообщениями о том, насколько хорошо ребенок адаптируется к работе и к окружающей атмосфере.
Нет ничего удивительного в том, что многие из тех, кто относится к своей работе лишь как к вынужденной необходимости зарабатывать себе на жизнь, вскоре теряет к ней всякий интерес и думает о том, как найти другую работу.
Особое беспокойство у компаний вызывает недавняя тенденция, когда около половины выпускников средней школы и 1/3 выпускников университетов через три года с разочарованием оставили свои рабочие места, выражая неудовлетворение либо характером самой работы, либо рабочим режимом. Некоторые из них вообще больше не желают где-либо работать.
Компания "Кани дораку", которая держит сеть ресторанов, где предлагается широкий ассортимент блюд, приготовленных из крабов, разработала уникальную систему, позволяющую превратить в хороший капитал инвестиции, вложенные в человеческие ресурсы.
Например, сотрудники головного офиса "Кани дораку", расположенного в районе Канто, приглашают родителей новых служащих своей компании в один из таких ресторанов. Наслаждаясь блюдами из крабов, родители обсуждают с сотрудниками компании работу своего ребенка и перспективы его дальнейшей карьеры.
Кроме того, для сотрудников компании крайне важно получить от родителей информацию о том, что говорят их дети о своей новой работе. А для родителей открывается шанс существенно сократить затраты на дальнейшее образование ребенка, которые возьмет на себя фирма, и обрести уверенность в том, что ребенок уже сейчас обеспечен хорошей работой. Некоторые матери после разговора со служащими бывают тронуты до слез, когда видят, насколько повзрослел и возмужал их ребенок. Такая встреча с родителями проводится через шесть месяцев после того, как школьники приходят работать в компанию.
Раньше сотрудники "Кани дораку" приглашали на встречи учителей из школ, которые оканчивали юные служащие перед приходом в компанию. Это делалось для того, чтобы новички могли доверительно поговорить со своими учителями о том, что их беспокоило.
Все эти меры преследовали одну простую цель: предотвратить отток из компании молодых кадров. Но даже такие меры не давали должного результата.
Из 80% недавно поступивших на работу молодых сотрудников, 20-30% покидали компанию через год, а к концу второго года ? 50%.
Тогда и возникла идея приглашать на встречу в ресторане родителей молодых сотрудников. "Мы понимали, что обязаны что-то предпринять, - продолжает Хисао Имадзу. - Мы очень хотели, чтобы молодежь не уходила, а оставалась с нами".
А сейчас за последние три года ушла лишь незначительная горстка людей.
Еще одна компания, стремящаяся остановить текучесть молодых кадров, - "Тосю гэнрю". Она расположена в токийском районе Тёфу и держит сеть ресторанов быстрого питания во всех районах столицы. В 2002 году компания разработала специальную программу обучения в объеме 100 часов, которую должен пройти каждый школьник, прежде чем он будет зачислен в постоянный штат компании. В этом году на обучение нового персонала выделено только 59 учебных часов.
Представители компании говорят, что их учебная программа обеспечивает подготовку молодого специалиста для полноценной работы к тому времени, когда он становится постоянным служащим. Программа также позволяет подростку приобрести необходимые навыки, которые всегда будут для него полезны в повседневной жизни.
Из 100 человек, прошедших в прошлом году этот курс обучения, 83 человека были зачислены в постоянный штат компании. Через год компанию покинуло всего 10% молодого персонала.
"Понять еще до зачисления в постоянный штат, что данная работа тебе не подходит, ? тоже в интересах молодых людей", - подчеркивает представитель компании.
Служащие в школьной форме уже появились в компании Dai Nippon Printing Co., Thanxs Corp. и во многих других фирмах.
Похоже, что на первом этапе эксперимент имеет успех.