Надеясь заручиться более широкой поддержкой в Совете Безопасности ООН при проведении резолюции по снятию санкций с Ирака, США пошли на ряд уступок, предполагающих сохранение полномочий инспекций ООН, а также многомиллиардных продовольственных контрактов, заключенных между ООН и Ираком при режиме Саддама Хусейна.
Последняя версия резолюции, которая может быть представлена на голосование до конца этой недели, удовлетворяет как главному требованию членов СБ - продолжению инспекций ООН, так и интересам отдельных членов совета. Прежде всего, новая резолюция гарантирует соблюдение коммерческих интересов России, которую с прошлым иракским режимом связывали контракты на сумму 4 млн долларов.
Согласно резолюции, ООН и Ирак должны передать контроль над иракской нефтяной индустрией и ее доходами в руки Соединенных Штатов и их военных союзников. Кроме того, США и Великобритания объявляются легитимными оккупационными силами, несущими ответственность за политическое и экономическое будущее Ирака вплоть до тех пор, пока в стране не будет создана и не получит международное признание иракская "временная администрация". Термин "временная администрация" (interim administration) был введен в текст резолюции взамен "временной власти" (interim authority) по требованию иракских политических партий.
По мнению многих дипломатов СБ ООН, внесенных изменений достаточно для того, чтобы резолюция получила требуемые 9 из 15 голосов. Ей не грозит судьба предыдущей резолюции, продвигавшейся Америкой. Вчера президент Франции Жак Ширак заявил: для того чтобы получить голос Франции, США должны предоставить ООН более широкие полномочия в Ираке. Однако, насколько известно, блокировать резолюцию Франция не собирается.
Посол США в ООН Джон Негропонте отметил, что Вашингтон не исключает возможности внесения дополнительных изменений. "Никогда не говори никогда", - напомнил Негропонте. В число этих дополнительных требований входят, например, продление мандатов ЮНМОВИК и Международного агентства по атомной энергетике. В то же время Негропонте подчеркнул, что США "сделали все, что могли, чтобы удовлетворить требования, которые выдвигались другими делегациями".
Новая резолюция предоставляет генеральному секретарю ООН Кофи Аннану в общей сложности 6 месяцев на то, чтобы подтвердить одобренные при правительстве Саддама Хусейна контракты по программе "Нефть в обмен на продовольствие" на сумму 10 млн долларов. США и их союзники в Ираке, в свою очередь, должны немедленно получить 1 млрд долларов на финансирование гуманитарных запросов и нужд реконструкции в Ираке.
В распоряжение Аннана поступают 2,2 млрд долларов, которые в течение 6 месяцев могут быть использованы для покрытия возникших вследствие начала войны финансовых издержек компаний, работавших с Ираком.
В новой резолюции говорится, что Аннан может назначить нового спецуполномоченного по Ираку, которому будет предоставлена большая независимость при исполнении обязанностей.
Отдельным пунктом оговаривается, что вплоть до 31 декабря 2007 года доходы иракской нефтяной промышленности защищены от финансовых претензий других стран и иностранных компаний. Подлежащими рассмотрению до этого срока признаются только претензии тех структур, которые понесли потери во время первой войны в Персидском заливе. В их число входит, к примеру, Кувейт. Согласно резолюции, на эти нужды будет идти 5% от нефтяных доходов Ирака.
Хотя большая часть дополнений к резолюции нацелена на усиление роди международного сообщества в определении будущего Ирака, его практически полностью исключают из сферы контроля за использованием иракской нефти. Подчеркивается, что для осуществления контроля США и их союзники имеют право по собственному усмотрению выбирать аудиторскую компанию, а международная комиссия советников может только одобрить или не одобрить ее.