Австрийская Die Presse публикует на своих страницах интервью с экспертом в области ядерных вооружений Зигфридом Хекером, в котором он утверждает, что гораздо большую опасность, чем Северная Корея, представляет Пакистан.
По словам экс-главы оружейной лаборатории в Лос-Аламосе, нестабильность политической ситуации в Пакистане укрепляет опасения, связанные с безопасностью ядерного оружия и материалов, которые находятся в распоряжении Исламабада. Мировое сообщество должно сделать все, что в его силах, чтобы помочь военным сохранить контроль над ядерными объектами, уверен Хекер. Кроме того, необходимо способствовать ослаблению напряженности между Пакистаном и Индией.
Второе место в списке ядерных угроз, по мнению Хекера, занимает Северная Корея, третье место он отводит исследовательским реакторам по всему миру, которые используют высокообогащенный уран. Под номером 4 значится России, за ней следуют Казахстан и Иран.
Отвечая на вопрос об адекватности реакции, которая последовала со стороны Совбеза ООН после апрельских военных космических испытаний, якобы проведенных Пхеньяном, Зигфрид Хекер подчеркнул, что у Совбеза не было иного выхода. "Совбез отреагировал санкциями уже после запуска северокорейской ракеты в 2006 году, после чего было достигнуто соглашение относительно прекращения производства плутония и приостановки работы реактора". Теперь, продолжает эксперт, Пхеньян заявляет о том, что не намерен выполнять условия договоренностей из-за того, что другие стороны переговоров не выполнили взятые на себя обязательства. Как признает Хекер, при том что Северная Корея намеренно воспользовалась апрельским запуском ракеты для эскалации ситуации, он не снимает вины и с других участников шестисторонних переговоров, а именно Южной Кореи и Японии, которые откладывали реализацию своих обязательств.
По словам эксперта, в запасе на переговоры есть еще полгода, после чего Северная Корея будет в состоянии получить около 8 кг плутония. Это время потребуется ей еще и на то, чтобы восстановить работу деактивированных реакторов. "Я считаю, что теперь следует более прямо и настоятельно говорить с Пхеньяном. Нужно настаивать на том, чтобы не столько заблокировать ядерную программу Пхеньяна, сколько изменить ее".
Но проблема в том, продолжает эксперт, что позиции членов Совбеза по этому вопросу расходятся. Китай, к примеру, после запуска ракеты в апреле 2009 года высказался против дополнительных санкций.
Эксперт опасается также технологического сотрудничества между Северной Кореей и Ираном. "Они сотрудничают уже в области ракетных технологий, кроме того, нам известно, что Северная Корея построила в Сирии ядерный реактор - то есть в прошлом уже экспортировала ядерные технологии". В этом и заключается основная опасность.
По мнению Зигфрида Хекера, ядерное оружие для Северной Кореи является прежде всего дипломатическим инструментом устрашения потенциальных агрессоров. Применение ядерного оружия означало бы для Пхеньяна самоубийство, а что касается ракет - то пока ни одно испытание не было завершено полностью успешно.
В заключение интервью эксперт прокомментировал российско-американские переговоры по СНВ-1, срок действия которого истекает 5 декабря. Добрым знаком, по мнению Хекера, является то, что обе стороны заинтересованы в подписании нового договора.