В сборнике статей исследователей и специалистов по современной России, вышедшем в издательстве Fayard при участии Центра международных исследований (CERI), представлено довольно полное описание перемен, происходивших в стране после распада СССР в 1991 году, рассказывает Le Monde. "Книга увлекает читателя по непроторенным тропам, исследуя вопросы национализма, наследия советской эпохи, спорта, культуры и юмора", - отмечает корреспондент Мари Жего.
Политическая сатира советской эпохи с исчезновением цензуры постепенно пришла в упадок, покинув прокуренные кухни и переместившись в публичную сферу, на телевидение, где самой язвительной стала программа Виктора Шендеровича "Куклы". Но с тех пор, как страну возглавил Владимир Путин, "Россия больше не смеется", говорится в статье. "Кремль начал с того, что потребовал убрать куклу нового президента - с длинным носом и большими ушами, а закончил тем, что прибрал канал НТВ к рукам", - отмечает Жего.
Амандин Регами в статье, опубликованной в сборнике, пишет о том, что затягивание гаек привело к возрождению политической сатиры в интернете, свободном от цензуры.
Через самиздат, ознакомивший советские элиты с политической философией западных демократий, распространялись в России не только работы диссидентов, но и учебники йоги, рецепты для похудения, книги по буддизму, а также всевозможная "эзотерическая" литература, отмечает далее Жего. "Отсутствие необходимости публично отстаивать свою позицию поощряло появление нелогичных рассуждений и бездоказательных утверждений среди диссидентов и читателей самиздата", - цитирует она работу Алексиса Береловича. Публичные дебаты, споры и обсуждение идей плохо приживались в России. "Россия подошла к эпохе реформ без какого-либо теоретического, политического и экономического багажа", с единственным убеждением, что достаточно "избавиться от действующего режима": "разочарование было гарантировано", - констатирует автор статьи.
Стремясь заполнить вакуум, образовавшийся после крушения коммунистической идеологии, Кремль сделал ставку на консервативный национализм, который стал новой опорой России, "зажатой между тоской по прошлому и жаждой модернизации", утверждает в своей статье Марлен Ларюэль.