Президент Сирии Башар Асад в интервью аргентинской газете Clarin заявил, что его отставка исключена, отрицал, что применил химическое оружие, и усомнился в данных ООН о количестве погибших. Беседа состоялась в президентском дворце в Дамаске, под звуки артобстрела и минометных залпов, доносящиеся издали, замечает корреспондент Марсело Кантельми. Это первое с начала кризиса интервью Асада испаноязычным СМИ.
По данным ООН, в Сирии погибли уже более 70 тыс. человек, заметил журналист.
Асад возразил: "Тех, кто называет эти цифры, нужно спросить насчет достоверности их источников". По его словам, среди этих погибших много "иностранцев, которые пришли убивать сирийский народ". С другой стороны, многие сирийцы пропали без вести. По словам Асада, точной статистики по всем этим категориям людей просто нет.
"Вы исключаете, что ваши войска при репрессиях могли применить чрезмерную силу?" - спросил журналист.
Асад в ответ заявил, что формулы для подсчета "чрезмерности" нет. По его словам, вначале в Сирии был "локальный" терроризм, затем "внешний", с применением современного оружия, и обсуждать надо не масштаб силы, а масштаб терроризма, которому сирийский режим обязан противодействовать.
Была ли у Асада возможность наладить диалог с оппозицией и избежать войны? Президент назвал требования реформ "камуфляжем": по его словам, реформы осуществились, но терроризм только нарастал. "Терроризм не может быть путем к реформам. Какая связь между чеченским террористом и реформами в Сирии?" - добавил Асад, заявив, что в Сирии воюют представители 29 национальностей.
"Мы провели реформы, а теперь у нас есть и политическая инициатива, включающая в себя диалог. Основа любого политического урегулирования - то, чего желает сирийский народ, а это решается на избирательных участках. Другой формы нет", - сказал президент.
Асад сказал, что приветствует сближение позиций России и США, которые вместе готовят международную конференцию по Сирии. "Но мы не верим, что многие западные страны действительно хотят урегулирования в Сирии. Мы не верим, что многие силы, поддерживающие террористов, хотят урегулирования", - добавил он.
"Кто не хочет урегулирования - силы, которые с вами воюют, или великие державы?" - уточнил журналист.
"На практике эти оппозиционные силы связаны с иностранными державами и потому не имеют собственной воли. Они живут на то, что перепадает им извне, получают средства и делают то, что решат эти страны", - сказал Асад, напомнив, что эти силы не хотят вступать в диалог.
Президент заявил, что его власть готова вести диалог с кем угодно, кроме террористов. "Думать, будто политическая конференция сдержит терроризм на местах, - это нереалистично", - добавил он. Главный вопрос для международных конференций, на взгляд Асада, - как "остановить приток денег и оружия в Сирию, остановить отправку террористов, которые приходят из Турции на деньги Катара и других стран Персидского залива".
"Вы согласились бы уйти в отставку ради окончательного урегулирования кризиса?" - спросил журналист. Асад ответил, что вопрос его отставки зависит не от его решений, а от воли народа, от исхода выборов в 2014 году. "Когда корабль находится в эпицентре шторма, отставка равносильна бегству, а капитан с корабля не сбегает", - добавил он.
Франция, Великобритания и госсекретарь США заявили, что армия Асада применила химическое оружие против мирных граждан, заметил журналист.
Асад отверг эти версии: "Применение химического оружия в жилых районах означает убийство тысяч или десятков тысяч человек за несколько минут. Кто мог бы скрыть такое?" - сказал Асад. Он добавил: "Тема о химическом оружии была вброшена, когда террористические группировки применили его в (провинции) Алеппо в Хан аль-Ассаль примерно два месяца назад". Когда Сирия попросила Совбез ООН проверить этот факт, "США, Франция и Великобритания оказались в неловком положении и заявили, что хотят прислать миссию для расследования насчет химического оружия в других районах, где, как утверждают эти страны, оно применялось. Они это проделали, чтобы не проверять место, где был реальный факт. Член комиссии, Карла дель Понте, объявила, что это террористы применяют химическое оружие, но ее заявлению не вняла даже ООН".
Президент не исключает, что тема химического оружия станет "прелюдией для войны против Сирии". "Запад лжет и фальсифицирует, чтобы развязывать войны, такая у него привычка", - пояснил он.
Можно ли утверждать, что Асад контролирует ситуацию, когда в окрестностях Дамаска слышен артобстрел? Президент ответил, что террористы проникают в разные районы, перемещаются, а ни одна армия неспособна находиться во всех уголках страны одновременно.
"Вы действительно верите, что США сотрудничают с Катаром или Саудовской Аравией, чтобы власть в Сирии взял ультраисламистский ваххабитский режим?" - спросил журналист.
"Для Запада важны только те правительства, которые лояльны к нему. Они хотят получить лакейское правительство, которое выполняло бы их волю, а форма этого правительства не важна", - сказал Асад.
Допустят ли иностранных наблюдателей на выборы? "Часть народа не терпит мысли о подобном наблюдении, это вопрос национального суверенитета. Кроме того, мы не доверяем Западу в этом деле. Если соглашаться на присутствие наблюдателей, то они будут из дружественных стран - например, из России или Китая", - сказал Асад.