Долгое время, пишет Эдуард Штайнер на страницах немецкой Die Welt, на российских улицах и площадях можно было наблюдать следующую картину: "Независимо от того, стоял ли сильный мороз или палящий зной, мужчины и женщины разного социального статуса пили пиво. Это считалось прикольно".
Теперь же, отмечает журналист, "этому явлению, кажется, пришел конец", ведь с начала 2013 года потребление пенного напитка в России значительно сократилось. Международные пивоваренные концерны теряют свои позиции на российском рынке. Так, объемы российских продаж крупнейшей в мире пивоваренной компании "Анхойзер-Буш ИнБев" сократились за это время на 17%, голландского Heineken и турецкого Anadolu Efes - соответственно на 5%. О снижении общероссийских продаж и сокращении производства на 10,2% по сравнению с прошлым годом заявляет и Росстат.
Причины происходящего, продолжает Штайнер, кроются в "широкомасштабной кампании российского правительства, направленной против слабоалкогольных напитков".
"Квантовый прыжок был сделан еще в прошлом году, - напоминает автор. - Тогда пиво впервые приравняли к алкоголю и ввели для него все соответствующие ограничения". Так, согласно новому закону, недавно вступившему в силу, реклама пенного напитка была запрещена на телевидении, в прессе и в интернете. Также под запрет попала и ночная продажа пива в небольших магазинах и киосках, зарабатывавших, по данным информационно-аналитического агентства InfoLine, до 80% всей своей прибыли на реализации слабоалкогольной продукции и табака. Также на 25% были повышены акцизы на пиво. Таким образом, подытоживает Штайнер, "государство лишило пиво тех привилегий, которыми оно пользовалось в прошлом десятилетии".
В целом по потреблению алкоголя Россия, согласно официальным цифрам ВОЗ, занимает одно из лидирующих мест в мире - 15,76 литра алкоголя на душу населения.
Кстати, за тот же временной отрезок на 7,8% снизились и объемы продаж водки. Однако это, как заявил директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз, "увы, совершенно не значит, что россияне стали меньше пить". Просто "подпольный рынок расцвел пышным цветом" - в 2012 году 30% от рынка крепких спиртных напитков составляла суррогатная продукция.