Введение "единого" учебника по истории и "единой" концепции преподавания этого предмета в школе, которая, как в ходе своей "Прямой линии" заявил президент России Владимир Путин, "показывала бы нам хронологию событий и их официальную оценку", уже вызвало опасения у ряда российских историков и преподавателей, пишет обозреватель немецкой газеты Die Welt Юлия Смирнова. Они, отмечает издание, еще хорошо помнят советские времена, когда "история и другие социальные науки использовались в целях пропаганды". "Тогда была одна официальная идеология, одно понимание прошлого, а историю Коммунистической партии преподавали во всех высших учебных заведениях страны".
А потому, пишет Смирнова, от нового учебника по истории "вряд ли стоит ожидать чего-то хорошего". По мнению историка Никиты Соколова, он "станет инструментом пропаганды". Путин, передает издание слова историка, "вернет нам героическое повествование, в котором будет много говориться о национальной судьбе, героях и врагах страны. Все это будет направлено на мобилизацию граждан". Также Соколов опасается, что в новой концепции "будет отстаиваться идея сильного государства, для которого отдельно взятые люди не представляют никакой ценности, просто материал". При этом подходе, говорится далее, темные страницы истории, освещение которых в школьных учебниках началось лишь в конце 80-х - начале 90-х годов, автоматически уйдут на задний план.
Обеспокоены введением "единого" учебника и школьные учителя, считающие своей задачей "прививание ученикам критического мышления". Пока что в России есть несколько учебников истории, и преподаватели могут свободно выбирать между ними. Учительница истории в сельской школе Елбани Новосибирской области Татьяна Нерода выступает против такого учебника. Преподаватель полагает, "что все возвращается к авторитарному курсу". Дети останутся патриотами, уверена женщина, даже несмотря на то, что "мы разговариваем и о темных страницах нашей истории. "Просто они будут в состоянии рассуждать о современной политике и более критически подходить к тому, о чем говорят в новостях". Ведь в самой Елбани, подчеркивает Die Welt, разница между действительностью и тем, что говорят в новостях, огромна.