Россия настаивает на экстрадиции из Дании одного из ведущих чеченских сепаратистов. Вчера выяснилось, что свидетельства его виновности были сфабрикованы московскими властями.
Россия вот уже две недели требует выдать ей Ахмеда Закаева, помощника президента Чечни Аслана Масхадова, специального представителя чеченского сепаратисткого движения.
Закаев был арестован во время конфереции в Копенгагене. Россия заявила, что он причастен к захвату московского театра, где были взяты в заложники более 700 зрителей.
Однако российской стороне не удалось представить никаких доказательств причастности Закаева к террористической деятельности. Дания заявила, что отпустит его, если Россия не обоснует свои обвинения. Никакой новой информации предоставлено не было, возникли сомнения в достоверности неубедительных аргументов Москвы.
Россия представила материалы о похищении и убийстве двух российских православных священников, которые приезжали в Чечню в 1996 г. Как сообщила одна московская газета, в документах утверждается, что "оба священника были убиты при неизвестных обстоятельствах".
Один из этих священников, отец Филипп, на этой неделе заявил, что он жив. По его словам, никаких доказательств причастности Закаева к похищению нет.
"Я разговаривал с Закаевым за день до похищения, - сказал отец Филипп. - Я даже ночевал у него дома. Но разве это повод для того, чтобы предъявлять ему обвинение?"
Заявление отца Филиппа (мирское имя - Сергей Жигулин) стало серьезным ударом по репутации России, которая пытается доказать, что является надежным союзником Запада, участвующим в войне с терроризмом.
Президент Владимир Путин потратил значительный политический капитал, пытаясь убедить Запад в том, что чеченская проблема - неотъемлемая часть общемировой войны с агрессивным исламом. Европейские лидеры говорят, что, поскольку Россия сама нарушает права человека в этой южной республике, на ней лежит по крайней мере часть вины.
После захвата заложников в Москве и гибели 128 зрителей и более 40 боевиков Путин усилил давление на чеченцев. Несколько государств были вынуждены закрыть чеченские культурные центры, выгнать со своей террритории беженцев. Некоторые чеченцы пытаются найти убежище в Казахстане, куда их предки были переселены Сталиным в сороковых годах.
СМИ, критикующие политику российского правительства в Чечне, рискуют быть подвергнутыми официальной цензуре. На прошлой неделе был снят с должности глава государственного телеканала в Татарстане, разрешивший трансляцию программы, в которой обсуждался штурм московского театра.
Некоторые из участников передачи призывали Россию прекратить войну в Чечне.