В воскресенье в сфере еврейского образования официально появился новый игрок: "Бейт а-Тфуцот" - "Музей диаспоры еврейского народа" Нахума Гольдмана - отпраздновал официальное открытие своей Международной школы исследований еврейского народа.
"Цель школы - воспитывать приверженность молодого поколения своему народу и создавать единую основу для процветающего еврейского народа", - заявил директор Шломи Равид, который руководит школой с момента ее создания шесть месяцев назад.
Вопрос принадлежности к своему народу- принцип, который связывает евреев из далеких стран и зачастую несопоставимых культур, - стал центральным для многих людей в еврейском мире, озабоченных ростом пропасти между двумя крупнейшими еврейскими общинами - Израилем и американским еврейством - которые вместе составляют 80% мирового еврейства.
Большая часть финансирования школьного проекта была предоставлена российско-израильским бизнесменом Леонидом Невзлиным, который сообщил The Jerusalem Post, что считает пожертвование в 2 млн долларов своим "вкладом в еврейский народ и его развитие".
Его филантропические усилия, отметил он, сосредоточены на еврейском образовании, "потому что, если люди образованны, если они изучают гуманитарные науки, тогда они хотят жить при демократии и в свободном обществе".
Как сообщила на прошлой неделе The Jerusalem Post генеральный директор Музея диаспоры Хасия Исраэли, школа отражает миссию музея - стать "мировым центром еврейского народа, формировать гордость за принадлежность к нему".
В школе уже прослушали образовательные курсы, в частности по таким программам, как Taglit (по праву рождения), 1200 учителей и 3000 учащихся, в том числе подростки из общин диаспоры, рассказала Исраэли.
"Народоведение - не очень четко определенная дисциплина, - отметила Исраэли. - Оно включает такие предметы, как философия, музыка, кино, - это мир, который откроет школа" с помощью обширных архивов музея. Это единственный музей мира, который рассказывает историю трех тысячелетий существования еврейского народа.
Примечательно, что новая школа осуществляет свою деятельность в то время, как, по данным обнародованного в прошлом месяце доклада Американского еврейского комитета, в израильских школах не дается почти никакой образовательной информации об американском еврействе.
Согласно исследованию, за последние три года лишь 13,6% учителей сообщили, что в их школах какие-либо уроки касались американского еврейства.
В сентябре еще одно исследование Американского еврейского комитета - "Еврейская молодежь в США в наши дни" - зафиксировало "консенсус нескольких исследователей в том, что Израиль не играет центральной роли для еврейской идентификации американской еврейской молодежи".
"Когда 70% американской еврейской молодежи больше не считают заботу об Израиле ключевым компонентом своей идентификации и 85% школ в Израиле не предоставляют своим детям знаний об американском еврействе, мы должны понимать, что мы уже слишком сильно скатились вниз по склону", - сообщил The Jerusalem Post высокопоставленный представитель Американского еврейского комитета.
"В двух общинах культивируются два совершенно разных пути, как быть евреем, и они зачастую наталкиваются на взаимное непонимание, - отметил чиновник. - Мы приближаемся к точке, в которой два центра еврейского мира не будут понимать друг друга".
Однако Равид заявил The Jerusalem Post в воскресенье вечером, что есть причина и для оптимизма. "На генеральной ассамблее (Объединенных еврейских общин в Лос-Анджелесе на прошлой неделе) словосочетание "народная принадлежность" теперь у всех на устах", - заявил он.