Наркотики большими партиями закупаются в Латинской Америке и доставляются в европейские города, пишет Джанни Сантуччи в статье, напечатанной в газете Corriere della Sera.
В ночь на 11 октября этого года на реке Ла-Плата разразилась буря. Яхты, отошедшие от аргентинского берега незадолго до шторма, были вынуждены причалить к берегу уже в уругвайском туристическом порту Сантьяго Васкес. Среди этих судов была яхта Maui под британским флагом. Все "моряки" были сербами. На рассвете 15 октября подразделения полиции по борьбе с наркотиками неожиданно захватили яхту и обнаружили на борту более двух тонн кокаина. Груз должен был быть доставлен в Европу, в том числе и в Италию.
Предполагалось, что яхта совершит "техническую" остановку в ЮАР, а затем проследует в порт Бар, в Черногории. Оттуда наркотики должны были отправить в европейские страны. Груз принадлежал сербо-черногорской мафии, которая за последние несколько лет стала новым мощным элементом в трафике кокаина между Южной Америкой и Европой. Эта преступная сеть монополизировала почти все маршруты доставки наркотиков по морю, чтобы снабжать некоторые семьи итальянской ндрангеты, ОПГ в Австрии, Германии, Испании и Великобритании.
У сербов мощная организация, менталитет guerrierinarcos, авторитет в преступном мире, как у настоящей многонациональной корпорации. Эксперт по борьбе с наркотраффиком говорит: "Рынок героина совсем иной, он в большей степени обусловлен историческими связями преступных группировок. Что касается кокаина - то тут совсем другое дело. Самое большое значение имеют законы чистой экономики: спрос и предложение; конкуренция, безопасность инвестиций. Тот, кто лучше работает, у того больше оборот. Поэтому зачастую в стрельбе нет надобности".
Сербы внедрились в систему наркоторговли и заняли в ней очень прочные позиции. Они закупают наркотики, транспортируют их в Европу и доставляют их покупателю практически "на дом". Местные преступные группировки освобождены от любой ответственности за самые рискованные фазы операции по доставке. Они не вносят предоплату. И самое главное, они экономят: у сербов килограмм кокаина стоит приблизительно 35 тысяч евро по сравнению с 40 тысячами у "конкурентов". Поэтому крупные и мелкие наркоторговцы предпочитают делать закупки у сербов. Таким образом, балканские кланы попали в разработку Dea (американское агентство по борьбе с наркотиками), Bia (сербская секретная полиция) и Soca (британская служба по борьбе с преступностью).
В ходе расследования деятельности одной из ячеек сети в Италии полицейские выяснили, что груз, как правило, находился недалеко от портов, но как можно дальше от мест продажи. Кроме того, кокаин всегда продается большими партиями, от 1520 кг и больше.
Люди, участвующие в этом бизнесе, ведут себя как бойцы полувоенных формирований. Во время работы "солдаты" не употребляют наркотики, спиртное, не посещают ночные заведения, не вступают в отношения с женщинами, они могут находиться запертыми в доме до 34 суток, занимаясь физической подготовкой, они никогда не нарушают правил дорожного движения. Многое становится понятно, когда выясняется, что один из сербских наркоторговцев, Драго Гасеза, арестованный в Италии в 2009 году, проходил по документам Гаагского международного трибунала по бывшей Югославии в 2003 году как "commander of the Bihac security station", командир пункта безопасности в Бихаче.
Центр управления организацией располагается на Балканах, между Белградом и Черногорией. Здесь решаются вопросы, связанные с бизнесом, маршрутами, альянсами, инвестициями, отмыванием средств. Эта преступная структура возникла в результате слияния после распада в Югославии старых преступных группировок и бывших милиционных формирований. Связи сербов с колумбийскими картелями насчитывают больше 20 лет.
Основа сербской структуры - ячейки численностью до 10 человек. Они способны создать базу в любом городе, принимать грузы, затем неожиданно исчезнуть или скрыться в случае опасности. В последнем докладе World security network, Всемирной сети безопасности, говорится о том, что "делокализованная структура балканских групп" в состоянии "диктовать правила в других странах Европы". Всего по всему миру действуют до тысячи сербских "солдат".