Сегодня стартует очередной раунд переговоров в Женеве. "Шестерка" требует от Тегерана прекратить обогащения урана до 20%, "обеднить" половину запасов до 3,5%, остановить строительство реактора в Араке и обеспечить доступ на объекты инспекторам МАГАТЭ. Иранский министр иностранных дел, "спокойно и убедительно говоря по-английски на фоне книжного шкафа и иранского флага, воззвал к здравому смыслу", пишут СМИ.
Накануне нового раунда переговоров по иранской ядерной программе, который стартует в Женеве 20 ноября, осведомленный французский чиновник изложил журналу Le Nouvel Observateur основные пункты предложения группы "5+1" Тегерану.
Главная цель "шестерки" - убедиться, что за 6 месяцев действия временного соглашения Иран не сможет тайком создать ядерную бомбу или накопить достаточно расщепляющегося вещества, поэтому главное требование - прекращение обогащения урана до 20%. Иран также попросят "обеднить" половину уже накопленных запасов до 3,5%. Почему половину, а не все 195 кг? - интересуется журналист. "Это компромисс", - отвечает чиновник.
Кроме того, "шестерка" требует остановить строительство реактора на тяжелой воде в Араке и обеспечить беспрепятственный доступ на ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ.
Если Иран согласится со всеми требованиями, ряд введенных против него экономических санкций будет отменен, США разблокируют часть замороженных активов, ЕС отменит ряд запретов.
"Предварительное соглашение содержит уже в преамбуле основные черты того, что сможет стать мирной ядерной программой, если со всеми неясностями будет покончено, - сообщает собеседник издания. - Право на обогащение является ее частью в виде, который предстоит определить".
Во вторник на встрече с лидерами Сената президент Обама не сумел переубедить оппонентов, которые критикуют его попытки заключить промежуточное "ядерное соглашение" с Ираном, пишет The New York Times. И все же критики пошли на скромную уступку - согласились отложить голосование о новых санкциях против Ирана до окончания очередного раунда переговоров в Женеве.
В любом случае, из-за каникул в Сенате голосование состоится, самое раннее, через две недели, уточняют авторы статьи. У Белого дома есть передышка, чтобы договориться о предварительном соглашении - о замораживании деятельности Ирана в ядерной сфере на 6 месяцев - взамен на небольшое смягчение санкций. В статье говорится о "радужных надеждах", так как две недели назад переговорщики уже были близки к соглашению.
Встреча Обамы с сенаторами - самая прямая попытка президента "лоббировать" подход администрации к Ирану. "Этим усилия встретили яростное сопротивление Израиля и союзников из Персидского залива, а также республиканцев и некоторых демократов в Конгрессе", - говорится в статье.
Что смущает американских сенаторов? Одни указывают: если Тегеран будет ждать ужесточения санкций, то среагирует иначе, чем в ожидании их смягчения. Другие критики считают, что соглашение негласно признает за Ираном право на обогащение урана. Сенатор Боб Коркер напомнил, что после смягчения санкций Пхеньян нарушал обещания ограничить ядерную программу.
Призывы Ирана к "уважению" и "соблюдению достоинства" приняли новую форму, пишет The Christian Science Monitor: иранский министр иностранных дел Джавад Зариф в канун нового раунда ядерных переговоров в Женеве опубликовал видеообращение. Спокойно и убедительно говоря по-английски на фоне книжного шкафа и иранского флага, Зариф, получивший образование в США, сказал, что иранская ядерная программа носит мирный характер, передает корреспондент.
"Для нас, иранцев, ядерная энергия важна не ради вступления в клуб или возможности угрожать другим, - сказал Зариф. - Ядерная энергия - это что-то вроде скачка, перехода к самостоятельному решению нашей судьбы, не позволяющему другим решать за нас. Для нас ядерная энергия - это защита будущего наших детей, диверсификация нашей экономики. Что бы сделали вы, если бы вам сказали, что это не вариант? Отступили бы?".
В августе у Ирана появился новый президент - центрист Хасан Рухани, напоминает автор статьи, и это изменило политику Ирана, направив ее на урегулирование ядерного вопроса и снятие санкций, введенных по инициативе США.
Администрация Рухани пытается противостоять появлению информации, подрывающей эти усилия, продолжает издание.
Между тем оппозиционная организация Национальный совет сопротивления Ирана (NCRI) заявила, что Иран создает секретные ядерные объекты внутри сети туннелей под военным комплексом. Власти Ирана назвали эти утверждения "беспочвенными".
Заявления Зарифа о том, что Иран стремится к обретению общей почвы с Западом, противоречат и недавним действиям иранской армии. В понедельник Иран заявил о создании, по определению агентства Fars, крупнейшего "стратегического беспилотника отечественного производства" Fotros. Кроме того, Иран планирует начать масштабные военные учения 22 ноября - в заключительный день переговоров в Женеве.
По словам высокопоставленного иранского военного, эти действия являются сдерживающим маневром перед лицом военной угрозы со стороны США и Израиля, передает корреспондент.