Во вторник на встрече с лидерами Сената президент Обама не сумел переубедить оппонентов, которые критикуют его попытки заключить промежуточное "ядерное соглашение" с Ираном, пишет The New York Times. И все же критики пошли на скромную уступку - согласились отложить голосование о новых санкциях против Ирана до тех пор, пока в конце этой недели не пройдет очередной раунд переговоров "шестерки" в Женеве, сообщают журналисты Марк Лендлер и Джонатан Вейсмен.
Газета приводит подробности: сенаторы из комитетов по внешней политике и национальной безопасности - как демократы, так и республиканцы - призвали Обаму отвергнуть любое соглашение с Ираном, которое не предполагает осязаемого сворачивания разработок ядерного оружия.
"Но после того, как президент начал умолять их повременить с новыми мерами против Ирана, несколько сенаторов дали понять, что не станут требовать поправок к законопроекту об ассигнованиях на военные нужды (он сейчас рассматривается), предлагая положения о дополнительных санкциях", - говорится в статье.
Впрочем, это не помешало другой группе сенаторов предложить более жесткие санкции на торговлю нефтью как поправку к вышеупомянутому законопроекту.
В любом случае, из-за каникул в Сенате голосование состоится, самое раннее, через две недели, уточняют авторы статьи. "У Белого дома есть передышка, чтобы договориться о предварительном соглашении - а именно, о замораживании деятельности Ирана в ядерной сфере на 6 месяцев взамен на небольшое смягчение санкций", - говорится в статье. Надежды радужные, так как две недели назад переговорщики уже были близки к соглашению.
По мнению газеты, встреча Обамы с сенаторами - самая прямая попытка президента "лоббировать" подход администрации к Ирану. "Этим усилия встретили яростное сопротивление Израиля и союзников из Персидского залива, а также республиканцев и некоторых демократов в Конгрессе", - говорится в статье.
Позднее Обама публично призвал к терпению, но добавил, что неясно, удастся ли договориться на этой или следующей неделе: "Мы очень твердо говорим с иранцами о наших ожиданиях даже по вопросу о промежуточном соглашении".
Что смущает американских сенаторов? Одни указывают на психологическую сторону дела: дескать, если Тегеран будет ждать ужесточения санкций, то среагирует иначе, чем в ожидании их смягчения. Другие критики считают, что соглашение негласно признает за Ираном право на обогащение урана. Сенатор Боб Коркер напомнил, что после смягчения санкций Пхеньян позднее нарушал обещания ограничить ядерную программу.