Решение о выплате Михайлову компенсации в размере 800 тысяч франков, несомненно, является незаконным. Однако Федеральный суд не считает себя в праве оспаривать это решение.
Чуда не произошло: не теряя времени, Федеральный суд, как и ожидалось, отказался рассматривать ходатайство, сформулированное Государственным Советом Женевы, в отношении выплаты Сергею Михайлову кругленькой суммы в размере 800 тысяч франков, которая должна была компенсировать известному москвичу неудобства, связанные с его арестом и пребыванием в тюрьме. Кантональное правительство расценило решение суда как незаконное. Федеральные судьи, по всей видимости, разделяют это мнение. Но если гражданин всегда может надеяться на защиту со стороны Федерального суда от произвола властей, то само государство лишено такого права, по крайне мере, в том случае, когда его обвиняют в использовании государственной власти.
Суть дела заключается в следующем. 16 октября 1996 года Сергей Михайлов был арестован по подозрению в том, что является одним из главарей русской мафии. До суда, состоявшегося в декабре 1998 года, Михайлов находился в предварительном заключении в тюрьме Шан-Долон. Он воспользовался тем, что ему был вынесен оправдательный приговор, чтобы потребовать от государства выплаты ему компенсации. Огонь был направлен не на государство, обладающее правом арестовывать и подвергать суду, а против государства, владеющего имуществом или собственностью, наподобие простого собственника. Женеве, вследствие этого, пришлось платить, несмотря на то, что сумма компенсации оказалась слишком высокой как для государства, так и для налогоплательщиков.
Сумма, которую надо было выплатить бывшему крестному отцу, можно назвать рекордной по сравнению с компенсациями, выплачивавшимися людям, которые были вынуждены отбывать заключение по ошибке. Кантон Женева, как правило, выплачивает по данной статье небольшие суммы. В отличие от других кантонов Швейцарской Конфедерации, применяющих принцип выплаты компенсации, пропорциональной продолжительности заключения и связанного с ним ущерба, Женева использует двухскоростную систему. Обычно, незаслуженно осужденные получают 10 тысяч франков, не больше. Если тюремное заключение было слишком продолжительным, в самых исключительных случаях оправданным выплачивалась некая дополнительная сумма. Те, кто до Михайлова сумел воспользоваться такой щедростью, получали суммы, из расчета 100 франков за один день заключения. Некий охранник из UBS, осужденный за участие в "краже века", и затем оправданный после 4-летнего пребывания в тюрьме, получил 150 тысяч франков. "Миша" получил, по большому счету, в четыре раза больше.
Верховный женевский суд оправдал свою щедрость особо суровыми условиями судебного процесса, трудностями, которые вынудили Михайлова выплатить, по крайней мере, 577 тысяч франков в качестве гонораров адвокатам, дававшим советы бывшему крестному отцу. Федеральный суд отказывается удовлетворить ходатайство. Хотя оспариваемое решение не соответствует ни кантональным, ни федеральным законам. Кантону следовало бы обратиться к федеральным законодателям с просьбой найти решение, которые бы позволило государству защититься от произвола подобного рода. Пока, однако, Государственный Совет Женевы обратился к кантональному парламенту с просьбой позволить Совету самому определять размеры компенсационных выплат. При этом арбитражный суд может начинать действовать лишь после обращения к нему лица, недовольного предложенной суммой. Единственным препятствием остается барьер в виде суммы в 10 тысяч франков. Этот барьер, по словам адвоката Михайлова Саломе Паравичини, можно расценить как демонстрацию шокирующего несправедливого отношения к подобного рода делам. Вряд ли этот барьер позволит экономить много денег, если и в отношении других оправданных будут приниматься такие же решения, как и в отношении бывшего крестного отца русской мафии.