Недавно я спросил одного чиновника, есть ли у правительства план на случай отделения Северного Кавказа от России. Военные разрабатывают план на случай войны в регионе, сказал я, а спецслужбы, по идее, должны быть готовы отреагировать на любую чрезвычайную ситуацию, даже если она представляется маловероятной.
Чиновник посмотрел на меня так, как будто я либо спятил, либо предал Родину. Кажется, он действительно обиделся. Тем не менее он ответил, что у правительства нет такого плана и нельзя даже думать о подобных вещах, потому что сама мысль об отделении пагубна. Его ответ прозвучал как заклинание. Я не уверен, что он сам верил в то, что говорил.
В качестве альтернативы недопустимой перспективе сепаратизма на Северном Кавказе чиновник предложил укрепление самоуправления. Оно дало бы региональным властям больший контроль над средствами, выделяемыми из федерального бюджета, конечно же, под жестким контролем Кремля.
Должен признать, что сегодня мысль об укреплении самоуправления представляется нереалистичной. Прошел всего год с тех пор, как президент провел серию реформ, направленных на поддержку исполнительной командной цепочки. По сути, реформа дала президенту право назначать региональных лидеров, таким образом существенно ограничив права избирателей на региональном уровне.
Судя по всему, "самоуправление" укореняется на Северном Кавказе без помощи из Москвы, хотя эта форма власти не присягает на верность федеральному правительству и даже конституции. Туземная властная структура формируется на Северном Кавказе параллельно с официальной властной структурой. Она не подотчетна Москве и все чаще вступает в открытый конфликт с федеральным правительством, как произошло недавно в столице Кабардино-Балкарии Нальчике.
Появление местных структур, действующих по своим неписаным законам и пользующихся поддержкой населения, случалось в истории, чаще всего - в ответ на бездействие или коррупцию официальных властей. Через это прошли даже США. В конце XIX - начале XX века американская демократия не могла справиться со стремительной урбанизацией и волной иммиграции. Задача интеграции новых групп в общество легла на плечи "политических машин" в крупных городах и, особенно во времена "сухого закона", мафии. Самые известные структуры появились в Нью-Йорке в 1870-х годах, при Вильяме "Боссе" Твиде, и в Чикаго в первые годы XX века.
Эти структуры прославились беспрецедентной коррупцией, но они также немало потрудились, встречая иммигрантов по прибытии, помогая им зарегистрироваться и находя для них работу. Когда работу найти не удавалось, они даже платили беднякам пособия задолго до того, как с такой инициативой выступил Франклин Рузвельт. Они обеспечивали бизнес привлекательными контрактами, конечно же, за откаты, как это делают чиновники в современной России. В обмен они просили совсем немногого: поддержки на выборах и уплаты партийных взносов.
Западное общество уже прошло эту стадию развития. Официальные властные структуры в развитых странах компетентно выполняют свои обязанности и не оставляют места для возникновения параллельных механизмов. Однако во многих развивающихся странах, особенно в мусульманском мире, мы сталкиваемся с совсем иной ситуацией. Здесь параллельные структуры, основанные на радикальном исламе, часто узурпируют влияние официальных структур, потому что дают безработным молодым людям цель - и вербуют их в террористические организации. Они оказывают поддержку семьям, отчаявшимся достучаться до коррумпированных государственных органов. Так обстояло дело при шахе Ирана. Этим же привлекает "Ярмук" в Кабардино-Балкарии.
На Северном Кавказе, не "подмазав" кого-нибудь, нельзя сделать ничего, идет ли речь о получении поста в правительстве или о регистрации автомобиля. Уровень бедности в регионе, который может зарабатывать только на туризме и сельском хозяйстве, значительно превышает среднестатистические показатели. Безработица среди молодежи в некоторых республиках достигает 70%. Региональные бюджеты часто на 80-90% наполняются за счет федеральных субсидий. И эти деньги расхищают.
Когда люди не получают никакой помощи от правительства, они обращаются куда-то еще. Если ситуацию не исправить быстро, появление параллельных властных структур неизбежно. И тогда вопрос сведется к тому, сможет ли Кремль создать впечатление, что это он отстроил новые властные структуры. И как долго Москва сможет заставлять мир верить, что Северный Кавказ остается частью Российской Федерации.