Неужели новая архитектура Европы на поверку окажется старой? - задается вопросом обозреватель The Independent Мэри Дежевски.
20 лет назад в Восточной и Центральной Европе произошло первое отступление великой державы - СССР. А теперь, возможно, из Европы уходят и США, только скорее в политическом смысле.
Побывав в Стамбуле на ежегодной Босфорской конференции, организуемой Британским советом, Еврокомиссией и турецким Институтом внешней политики TESEV, Дежевски заключила, что по сравнению с 2007 годом произошли две колоссальные перемены. "Во-первых, теперь Турция активно интересуется делами внешнего мира - причем главным является не наше, европейское направление. Во-вторых, о США на форуме вообще не упоминалось", хотя в последние годы президенты США убеждали Брюссель принять Турцию в ЕС без проволочек. "Следовательно, теперь вопрос о членстве Турции в ЕС - дело самих участников переговоров", - пишет автор, поясняя, что это в духе доктрины Обамы: "страны вольны сами выбирать себе модели и улаживать разногласия между собой".
Турция развивает отношения с соседями: подписано соглашение об открытии турецко-армянской границы, вводится безвизовый режим с Сирией, возобновились переговоры по проблеме Кипра, зато отношения с Израилем резко ухудшились. Возможно, Турция задумалась, что лучше соответствует ее интересам - вступление в ЕС в качестве просителя или возрождение своей региональной мощи? С уходом США из Европы, возможно, не возникнет новая архитектура, а отчасти восстановится старинная - типа Оттоманской империи, предполагает автор.