"В 2015 году 845631 разрешение на прослушивание было выдано судами в России - втрое больше, чем в 2007-м. Новые антитеррористические законы еще усугубляют ситуацию", - информирует корреспондент Le Monde в Москве Изабель Мандро.
"Прочитав книгу, посвященную контролю над коммуникациями со стороны служб безопасности, журналист Олег Сальманов захотел все прояснить. Этот специалист по современным технологиям из экономической ежедневной газеты "Ведомости" тщательно просмотрел последнюю официальную статистику, доступную в России, и то, что он раскрыл, лишило его дара речи: 845631 россиянин стали объектами законного прослушивания в 2015 году - 1,1% экономически активного населения", - передает Мандро.
"Один россиянин из ста, - взволнованно писал журналист 10 октября в Facebook. - Это означает, что в метро в час пик один или два телефона в вашем вагоне прослушиваются, потому что какой-то суд принял решение ограничить право на частную коммуникацию".
Автор статьи комментирует: "Даже если соотнести эти цифры с общим населением России - 146 млн - они все равно сильно превышают то, что практикуется в других странах".
"Тенденция такова, что мы, вероятно, перевалим за миллион в 2017 году, и речь идет только о прослушивании с разрешения судей, - подчеркивает Кирилл Коротеев, юридический директор правозащитного центра "Мемориал". - Некоторые прослушивания не требуют разрешения, и тут у нас нет никаких цифр".
"Террористическая угроза существует в России, впрочем, как и в других местах. Но понятие "экстремизм", которое было к ней прикреплено в 2014 году, дает простор для достаточно широкого спектра подозрений в нарушении общественного порядка", - отмечает автор публикации.
По мнению Коротеева, законного стремления защитить государственную и общественную безопасности недостаточно для оправдания чрезмерного увеличения прослушиваний. "Следователи должны отрабатывать свою зарплату, такова бюрократическая логика: чем больше повышаются затраты, тем больше требований к производительности, - считает он. - Здесь приемлемо все, можно даже принять решение о прослушке карманного воришки".
"Внесенные депутатом Ириной Яровой два антитеррористических закона, принятые Госдумой в июне, действительно усилили наблюдение за коммуникационными сетями. Поставщики услуг телефонии и доступа в интернет отныне обязаны сохранять на своих серверах метаданные - характеристики обмена сообщениями и схемы соединения, время и продолжительность - в течение трех лет, а сами сообщения, звонки и коммуникации пользователей - полгода.
По запросу служб безопасности они также обязаны предоставлять доступ к закодированным сообщениям. Против этих законов было собрано более 100 тыс. протестных подписей, добавляет Мандро.