Ни одно слово не употребляли так часто, точнее, не злоупотребляли им, вечером в день выборов, как стабильное правительство, которое сейчас нужно образовать.
Федеральный канцлер Герхард Шредер претендует на эту задачу, так же как и кандидат в канцлеры от ХДС/ХСС Ангела Меркель. При этом на следующий день после выборов в стране ни в чем нет уверенности, однако одно несомненно: стабильное правительство на основе этих выборов не построишь.
Возможно, из нового бундестага вообще не получится сформировать никакое дееспособное правительство. 16-е дитя немецкой послевоенной демократии кажется жертвой аборта - сколько оно протянет, неизвестно, вполне вероятно, что меньше, чем четыре года.
Выборы, в результате которых образовались две почти одинаково сильные или, скорее, одинаково слабые партии и усилилась позиция маленьких партий, свидетельствуют о том, что в стране раскол. Народ хочет твердой, четкой политики и радикальных рыночных реформ и поэтому отдает много голосов за партию либералов, которая идет за ХДС/ХСС. Однако перемены не должны быть болезненными, поэтому народ отдает свои голоса за СДПГ или "зеленых", или партию левых.
Сценарий по закону Мерфи
К коллективной шизофрении стоит добавить еще структурную проблему неправильно понятого федерализма и избирательного права, которое прямыми мандатами, земельными списками и дополнительными мандатами само себя блокирует. Примером служит избирательный округ в Дрездене, где голосование никак не может завершиться.
Пока вырисовывается следующая картина: борьба Шредера с Меркель продолжается дальше после финала. То, что происходит, это нервная напряженная борьба двух проигравших на выборах, в которой Шредер находится в более устойчивой ситуации.
Как будто ситуация и без этих довыборов недостаточно запутанная. Кажется, что сценарий написал Мерфи по своему закону, по которому все, что только может идти плохо, идет плохо.
"Я здесь, я еще жив, и я останусь канцлером!" - крикнул он своему противнику вечером в день выборов. При этом он интерпретировал результаты выборов в свою пользу, разбив фракцию на ХДС и ХСС, и объявил СДПГ победителем.
Я остаюсь канцлером. Баста.
Шредер делает ставку на развитие процессов, хотя результаты выборов пока выглядят достаточно скромно. Пока никто в бундестаге не получит большинство голосов, канцлера выбирать не будут. Нигде не написано, что должен быть избран новый глава правительства. Поэтому Шредер имеет некоторое право говорить: я есть и остаюсь пока канцлером. Баста.
Ангела Меркель, которой морочит голову Будда из Ганновера и которую преследуют ее собственные люди, будет пытаться создать коалицию, свою собственную коалицию. Время играет против нее: в отличие от Шредера, которому его люди оказывают сильную поддержку, ее власть с течением времени внутри фракции будет ослабевать. Пока в Дрездене через две недели не пройдут довыборы, вообще ничего происходить не будет.
А потом? Есть три, точнее, четыре различные возможности создания коалиций: ХДС/ХСС, либералы и "зеленые", красно-желто-зеленая коалиция, а также большая коалиция с одним или другим канцлером. Самый простой выход для Ангелы Меркель - это коалиция с либералами и зелеными.
Для такой расстановки могут быть программные предпосылки и согласования, однако с точки зрения политики партий это неосуществимо. Черно-зеленая коалиция без предыдущей практики в стране была бы уже болезненным упражнением. А черно-зеленую коалицию вместе с главой либеральной партии Вестервелле "зеленые" не проглотят никогда.
Что касается большой коалиции, то Шредер исключает возможность создания такой коалиции во главе с Меркель. Это может привести к тому, что ни один из них не станет канцлером. Шредер не станет канцлером сам, но и не даст сделать это Меркель. СДПГ и ХДС/ХСС выберут новых людей для создания коалиции.